Летний отпуск я часто провожу на севере европейской части России. Со мной когда-то работал архангелогородец, который на мои рассказы о поездках заметил, что я не видел Севера, если не бывал в Каргополе. Видимо, пришло время исправиться.
Как всегда, в туристической компании АС-тревел мне помогли с подбором поездки. Итак, предстоит комбинированный тур Каргополь + Кенозеро.
Чем может привлечь крошечный провинциальный городок, при назывании которого большинство знакомых спрашивает: «это где?»
Между тем, это действительно одно из самых ярких мест страны и прав был архангельский сотрудник: видеть Каргополь нужно. По размерам и насыщенности историко-архитектурными объектами городок напомнил Суздаль, но если Суздаль знают все, он традиционно посещается толпами туристов и самостоятельно, и в составе Золотого кольца, то в Каргополь ездят намного реже. Здесь во многом сказывается географическая и транспортная отдаленность города. Он оказался несколько в стороне от больших транспортных путей, но, вероятно, такая заброшенность способствовала «консервации» в Каргополе прошедших эпох.
Нынешний вид всего Севера определило последнее Великое оледенение. Если здесь что-то и существовало, ледник полностью стер следы, начав историю с нуля. Видимо, первыми на земли, освобождаемые ледником, приходят т. н. «протосаамы», предки тех, кого на Руси традиционно называли лопарями. Далее их теснят финно-угорские племена, то есть чудь. До сих пор топонимика Севера большой частью финно-угорская. Скорее всего, Каргополь не является исключением, среди множества названий городов, кончающихся на «-поль», наверное, он единственный не восходит к греческому πόλις (город). Наиболее вероятно происхождение имени от карельского Karhupeldo (дословно «медвежья сторонка»). Хотя олонецкий губернатор, поэт и великорусский патриот Г. Р. Державин пытался найти русские корни названия и сейчас часто говорят, что название вполне славянское, «Карго поле», правда, что такое «карга» договориться не могут: то ли это ворона, то ли болото.
Якобы была найдена некая рукопись о том, что белозерский князь в походе против чуди что-то основал на Карго поле. А так как поход белозерцев на чудь относят к 1146 г., сейчас этот год считают датой основания Каргополя. Пока XII в. более ничем не подтверждается, а первое летописное упоминание приходится на 1378 г.
Как бы то ни было, поселение образовалось на стратегическом пути. В те времена главными дорогами были водные и озерно-речная система с рекой Онегой связывала центральные княжества с морем. А море — это торговля и, что немаловажно — соль.
Видимо, именно беломорская соль привела Каргополь к экономическому расцвету. Каргополь стал монополистом в продаже соли из Онежской губы. Никому не дозволялось ходить непосредственно на беломорские солеварни, соль нужно было покупать только в Каргополе.
Город существовал в пределах крепостных стен, в нем было много деревянных церквей. В 1552 г. начинается постройка грандиозного Христорождественского собора. В XVII, XVII и нач. XIX вв. в камне строят и другие храмы на месте деревянных церквей.
Административно город переходил из одного подчинения в другое, а в XV в. играл значительную роль в соперничестве Москвы и Новгорода.
При Иване Грозном Каргополь вошел в «опричные земли», то есть обеспечивал существование опричнины.
В период Смутного времени Каргополь подвергался осадам «польских и литовских людей и русских воров», выстоял, но округа была разорена.
При Петре I внимание государства перебрасывается на запад, к Балтике, там строится новая столица, Санкт-Петербург. Из Каргополя мастера плотники, каменотесы, «кирпичники» и «фонарщики» с семьями направляются на вечное житье. А Каргополь с изменением торговых путей и геополитических приоритетов теряет роль крупного экономического центра.
При Екатерине II случился сильнейший пожар, практически уничтоживший город. По легенде Екатерина из личных средств выделила огромную сумму на восстановление. Город был перестроен заново по регулярному плану (одним из первых в России). Планировка города представляет собой систему взаимно перпендикулярных улиц, направленных вдоль или поперек берега реки. Церкви были оставлены на своих местах и вписаны в прямоугольные площади.
Утверждается, что каргопольцы были столь благодарны императрице, что на половину из выделенных денег построили огромную трехъярусную колокольню в честь царицы-матушки. Арка в нижнем ярусе служила въездными воротами, ожидалось, что Екатерина, когда посетит Каргополь, проедет сквозь нее. Не приехала.
И XIX, и XX в. Каргополь уже не знает былого величия. Его история теперь — длинный список передачи уезда/района из одной губернии/области в другую.
Каргополь с древних времен был местом ссылки. Сюда ссылали татарских ханов и царских жен, опальных бояр и предводителей крестьянских восстаний. В советские времена традиция продолжилась, лагеря Каргопольлага занимались лесозаготовками. У одной из моих сотрудниц репрессированный дедушка умер где-то в Каргополе или его окрестностях.
Как рассказывал гид, сейчас на территории Каргопольского района нет ни одного места заключения.
Каргополь находится практически прямо на севере от Москвы, на берегу реки Онега, в ее верхнем течении, в 2,5—3 км от истока в озере Лача. От Москвы ок. 1000 км, до Архангельска менее 500.
В городе проживает тысяч 10 жителей и еще столько же в районе.
С транспортной точки зрения Каргополь стоит не очень удобно. В него возможно попасть либо по шоссе, либо поездом. Поездом удобнее (из Москвы с Ярославского вокзала поезда на Архангельск/Северодвинск), но ближайшая станция — Няндома — километрах в 75—80, то есть нужно озаботиться трансфером до места проживания.
Каргопольская часть тура предполагала два варианта размещения: в отеле, либо на частном секторе. Решив, что провинциальные отели всегда похожи, выбрал частный дом, как составляющую отдыха à la russe. Не пожалел. Из преимуществ новые впечатления. Из недостатков некоторая отдаленность от центра. Вообще поселили чуть ли не в самый дальний в направлении от реки домик, но из-за того, что город маленький, спокойным шагом менее 15 минут.
Конечно же, сам Каргополь c частной застройкой XIX в. и древними храмами. Ансамбли Соборной и Старой торговой площади, Воскресенская церковь, «валушки» — остатки крепостных сооружений. Посетили центр ремесел «Берегиня», познакомились с лоскутным шитьем, тряпичными куклами, изготовлением щепных птиц, росписью по дереву, плетением из бересты, ткачеством и, конечно же, знаменитой каргопольской глиняной игрушкой. Поднялись на Соборную колокольню, погуляли по набережной.
На выезде в автомобильных экскурсиях посмотрели деревянный архитектурный ансамбль в Саунино (церковь Иоанна Златоуста и колокольня), Сретенско-Михайловскую церковь в Красной Ляге, церковь в селе Лядины (совсем недавно там был полный «тройник» из летней и зимней церквей и колокольни, но одна из церквей и колокольня сгорели, остались лишь уголья). В Лядинах же посетили очень необычный частный этнографический музей на базе бывшей школы.
Съездили в Каргопольскую часть Кенозерского национального парка, побывали на водоразделе двух океанов — Атлантического и Северного ледовитого. Поднялись на Хижгору, где посетили деревянную церковь Александра Свирского...
С вещами выехали из Каргополя, чтобы попасть в Плесецкую часть Кенозерского парка (мы проживаем в Вершинине) и по дороге заехали в действующий Александро-Ошевенский монастырь, Ошевенск, Архангело, Почеозерский погост (Филипповскую).
Вторая часть нашего тура посвящена Кенозерскому национальному парку. Общая полщадь парка 141354 га. Он делится на две зоны: южную — Каргопольскую, мы в нее уже заезжали и северную — Плесецкую, где находится собственно озеро Кенозеро. Столицей Плесецкой части является деревня Вершинино, где мы и должны по плану разместиться.
На самом деле нас поселили в гостевые домики, расположенные даже не в соседней, а в деревне через одну. Километра 2,5 (минут 30 пешком) до столовой и места начала экскурсий.
В остальном размещение отличное: две комнаты на 3—4 кровати (одноместное или двухместное размещение значит, что соседние койки пустуют), общая кухня-гостиная со всем оборудованием, прихожая и туалет. Нет душа/ванной, но во дворе баня. Недалеко озеро с местом для купания и деревня с магазином.
Прошли пешеходной обзорной экскурсией по Вершинину, осмотрели Никольскую часовню, экспозицию в амбарах, музейные фонды Кенозерского парка в рухлядном амбаре.
За дополнительную плату у нас получились две экскурсии: на кораблике по южной акватории Кенозера и выезд на автобусе в Усть-Почу с обзорной экскурсией, мастер-классом по какому-то из народных промыслов (у нас было плетение солонки из бересты) и чаепитием с пирогами. Обе экскурсии сто́ящие.
Вообще же поездка удалась. Все время стояла сухая жара и только когда я поднимался в вагон в Няндоме, отправляясь обратно в Москву, прогремел гром и пришли дожди.
Весь тур — это какое-то окошко в старую Русь, которой остается все меньше. Съездите в Каргополь и может быть вы почувствуете себя пилотом машины времени.
Полный фотоотчет о поездке см. в отдельной фотогалерее (6 страниц, 66 фотографий)
Несколько неявных моментов для идущих следом:
Хочу выразить благодарность туристической компании АС-тревел, и лично Наталье за четкую профессиональную работу. Есть поводы сравнить: для покупки обратного билета на поезд нужно было узнать график тура. Некоторые туристы, приобретавшие поездку в других агентствах, через других операторов, вынуждены были ждать отправления своего поезда много дольше, а кто-то оплатил отъезд даже из другого места, не с той станции, где завершался маршрут. У меня таких проблем не было, за что большое спасибо! :)
Оставайтесь на связи
Забронировать тур, либо уточнить необходимую информацию вы можете у ваших менеджеров-консультантов:
тел.: +7 495 740-29-89, e-mail: ac@actravel.ru
Иван Щенников
менеджер по туризму
+7 926 384-99-44
Наталья Нере́тина
директор отдела продаж
+7 929 910-90-60