Перед взором моим
Синева безбрежного моря.
Северная осень...
/Имубэ Роцу (1650—1739), японский поэт, ученик Басё/
Осень — не самое лучшее время для экскурсионных туров по России: для многих направлений сезон заканчивается, но всегда остаются «всесезонные» Золотое кольцо или Санкт-Петербург...
А Санкт-Петербург — это идея! Надо подробнее изучить предложения туроператоров и выбрать подходящую программу. Однако, не хочется Петербурга торжественного с дворцами и парками, Растрелли-Росси-Штакеншнайдером, сложными династическими отношениями, пригородными комплексами и неизбежным Петергофом.
У давно знакомой туристической компании АС-тревел нашлось и такое предложение — тур «Санкт-Петербург — город морской славы» без дворцов и Петергофа, но с Кронштадтом и Выборгом.
Пятидневное (с дорогой семь дней) путешествие по предложенной программе можно рекомендовать тем, кто уже имеет представление о Петербурге. Для первоначального знакомства с городом, думаю, лучше подойдут более традиционные поездки.
Из особенностей можно выделить полностью свободный первый день: приехав утренним поездом и отметившись в гостинице, можно посвятить время, к примеру, посещению основных достопримечательностей, фотографированию обязательного набора туриста в Питере: Медного всадника, стрелки Васильевского острова, Летнего сада, Зимнего дворца и т. п. Вы не связаны ни жесткой эескурсионной программой, ни мнениями гида, ни временем. Смотрите то и тогда, когда захочется. У меня в планах было пройти (обязательно пешком) по основным улицам, набережным и мостам Питера, попытаться почувствовать город.
Музеев в Петербурге много и разных, но в этот раз я решил оставить их все в стороне (за исключением Кунсткамеры, в которую мне ранее дважды не удавалось попасть).
Совет: изучите программу следующих плановых экскурсий, чтобы без необходимости не посещать одно место дважды — и самостоятельно, и с гидом.
О размещении и еде: туристов заселяют в трехзвездочный отель Санкт-Петербург, расположенный на Пироговской набережной в начале Большой Невки — правого рукава дельты Невы, рядом с Литейным мостом, прямо напротив крейсера Аврора.
В стоимость тура включены завтраки (кроме первого дня) в основном ресторане отеля (шведский стол).
Рассказывать что-то о Петербурге? Не очень разумно. Этот город для каждого свой и вряд ли мои слова как-то помогут другому туристу. У меня сложные отношения с Питером, я его не понимаю. Город богатых фасадов и ужасных дворов, в чем-то высокомерный, в чем-то наивный, город с характером и это иногда пугает. Никогда не знаешь, какая из сторон города настоящая, а какая — только маска. В этот раз Петербург всячески пытался мне понравиться, предугадывая желания и улыбаясь в лицо. Я не был готов к такому приему. И лишь однажды, когда я переходил по Дворцовому мосту с Васильевского острова в центральную часть города, на самой середине Большой Невы вдруг чуть накрапывавший дождик сменился просто тропическим ливнем, а сильный ветер, несшийся над водой, стал гнать крупные капли почти горизонтально, чувствительно ударяя в бок, мне показалось, что это и есть настоящий Петербург, это было мгновение понимания...
Если вернуться к программе тура, в Северной столице она включала условно обзорную экскурсию (многие традиционные достопримечательности остались за рамками), посещение Петропавловской крепости и крейсера Аврора. Запланированное посещение Артиллерийского музея не состоялось и было (не очень равнозначно) заменено на «Домик Петра I». Пусть экскурсии велись разными гидами-экскурсоводами с разной программой, разными пониманиями и личными предпочтениями, историю Петербурга, именно как морского города, тур вполне раскрывает.
Отдельно хочется сказать об «Авроре». Она давно стала символом, иконой, из-за этого сохранилась и из-за этого же претерпевает сейчас все сложности: от нее отказался флот, но она не передана музею, находится в подвешенном состоянии. Старшекурсники-нахимовцы еще дежурят на крейсере, но судьба его не ясна.
Между тем, и без рокового выстрела в 1917 г. «Аврора» заслуживает памяти и почтения. Это боевой корабль, прошедший через все войны, переживший многое на своем веку. А век не мал. Решение о закладке принималось еще в позапрошлом веке, во время англо-российской гонки вооружений. Проект крейсера был чисто российским (конечно, с оглядкой на современные английские корабли) и создавались корабли на нынешнем Балтийском заводе, то есть в Санкт-Петербурге.
В российском флоте есть традиция преемственности названий, когда имя списанного корабля передается новому, принимаемому в строй. В XIX в. у России были еще парусные фрегаты Аврора, Диана и Паллада (та самая, о путешествии на которой написал свою книгу И. Гончаров). Парусный фрегат Аврора находился в строю до 1861 г. Когда в 1897 г. закладывались новые крейсера, лично император Николай II выбрал для них названия по именам римских богинь — Авроры, Дианы и Паллады, в память о старых заслуженных кораблях.
Аврора спущена на воду в 1900, а принята в строй в 1903 г. После испытаний крейсер попытались отправить в Тихий океан, в русский порт на Желтом море Порт-Артур (ныне китайский Люйшунь), но начавшаяся во время перехода война с Японией изменила планы, пришлось вернуться в Кронштадт. Позже крейсер все-таки отправили в Тихий океан для укрепления военно-морской группировки. 33 тыс. км прошла русская эскадра из Балтийского моря на Дальний Восток. Чтобы попасть во Владивосток ей нужно было пройти проливом у японского острова Цусима. Здесь и состоялось печально известное Цусимское сражения, в ходе которого японские корабли под командованием адмирала Хэйхатиро Того, вышедшие с Корейского полуострова, полностью разгромили русскую эскадру. Аврора, хоть и со значительными повреждениями после длительных артиллерийских дуэлей, оказалась одним из немногих уцелевших кораблей, обходя Японию, небольшой отряд кораблей отправился на Филиппины (тогда колонию США), в Манилу, где был интернирован американцами. Корабли были разоружены и встали на ремонт. В октябре 1905 им разрешили покинуть Манилу и корабли отправились на Балтику.
Между войнами Аврора активно использовалась в учебных, в том числе заграничных походах. С началом 1-й Мировой войны Аврора вносила вклад в оборону Финского залива, переходя между Ревелем (ныне Таллин, Эстония), Гельсингфорсом (ныне Хельсинки, Финляндия) и Кронштадтом. В активных боевых действиях Аврора участвовала в 1916 г. у Моонзунда (пролив Вяйнамери, Эстония), содействуя сухопутным войскам.
В 1917 г. крейсер был поставлен на капитальный ремонт. Вот почему он оказался в революционном Петрограде. Матросы активно участвовали в событиях февральской революции, среди них оказалось много большевиков, выступивших против Временного правительства. Ночью 25 октября 1917 г. матросы Авроры обеспечили захват и сведение Николаевского моста для возможности подхода восставших к Зимнему дворцу. Утром Аврора, стоявшая у Английской набережной, произвела выстрел в сторону Зимнего. Здесь историки расходятся: то ли по этому сигналу, то ли по другому выстрелу из Петропавловской крепости, то ли вообще без сигнала начался штурм дворца. Как бы то ни было, в советскую иконографию вошла именно Аврора, как символ октябрьского переворота.
После революции Аврора стала учебным кораблем. Великую отечественную крейсер встретил в Ораниенбауме, включившись в систему обороны Кронштадта. А вот орудиям главного калибра, снятым с корабля, пришлось повоевать. У Дудергофских высот была создана батарея из орудий Авроры, неделю державшая оборону против немецких танков, сражавшаяся до последнего снаряда.
Сама Аврора держала оборону от авианалетов, а после и артиллерийского обстрела, в результате повреждений крейсер сел на грунт.
После снятия блокады Ленинграда корбль подняли и отвели на ремонт. Любопытно, что Аврора тогда сыграла в кино роль другого знаменитого крейсера — Варяга. Была построена ложная четвертая труба и начались съемки фильма 1946 г. «Крейсер Варяг». В фильме можно увидеть реальные повреждения корабля после Великой отечественной войны (по сценарию так Варяг пострадал в 1904 г. у Чемульпо от японцев).
Восстановленной Авроре нашлось место стоянки в качестве паятника — на Большой Невке у нахимовского училища.
Корпус крейсера был деревянным, тиковым, стянутым латунными болтами. Естественно, преклонные годы и пережитые трудности износили корабль основательно. В 1980-х весь деревянный низ Авроры был срезан и заменен на сталь.
За свою историю Аврору много раз пытались списать, но она всегда возвращалась. И вот сейчас тучи над ней снова сгущаются. А ведь второго такого броненосного крейсера того времени попросту не найти. Это настоящий памятник. Памятник истории, памятник техники, памятник судьбе своей страны.
Чтобы перейти к разговору о российском городе под латинской литерой W, нужно окунуться в историю глубже. Нынешняя Ленинградская область исторически какой-то общности не представляла, хотя вспоминаются какие-то названия «Ижора», «Ингрия», «Ингерманландия». Довольно обширный регион между Финским заливом и Ладожским озером был домом различным народам финно-угорской группы и дом этот оказался на пути торговых маршрутов, а значит, стратегически интересен. Древнерусская Новгородская республика называла эти места Вотской землей, включая в свой состав, но на нее претендовала и Швеция. И с тех времен регион станет ареной постоянных войн.
В 1293 г. шведский маршал и регент короля Торгильс Кнутссон основал мощную крепость — Выборгский за́мок. Этот год и считается датой основания Выборга. Хотя отечественные историки с давних времен пытаются найти русские корни Выборга, город основан как крепость как раз против России. По договорам с новгородцами Выборг оказался на шведской территории. Новгород вместе с Вотской пятиной будет покорен Московским княжеством. Неудачный ряд северных военных кампаний, предпринятых Иваном Грозным, на целый век отдаст земли шведам. Вернуться сюда сможет только Петр I. Петр маниакально стремился к западу и Балтике, основал в устье Невы Санкт-Петербург и в ходе Северной войны одну за другой захватил шведские крепости. Неожиданно Выборг снова оказался на стратегическом направлении, угрожая будущей столице Российской империи. Многократно в течение многих лет Петр предпринимал попытки захвата Выборга, пока генерал-адмирал Ф. М. Апраксин в 1710 г. не совершил из Кронштадта беспримерный двухдневный переход по льду к Выборгу, устроив осаду и дождавшись подкрепления с моря, заставил шведский гарнизон капитулировать. По Ништадтскому договору Выборг закреплен за Россией.
В царствование Александра I в Российскую империю вошло Княжество Финляндское и царь, проявляя милость к новым российским подданным, переподчинил Выборг Финляндии в 1811 г.
Когда Ленин не смог удержать Финляндию в Советской России, вместе с ней был потерян и Выборг. В ходе гражданской войны в Финляндии Выборг оставадся одним из последних оплотов краснофиннов, но шюцкоровцы достаточно жестоко подавили любые выступления.
Выборг быстро приобрел значительный вес среди всех финских городов, став транспортным, промышленным и культурным центром, вторым городом страны после Хельсинки по величине и значимости. Множество исторических зданий в городском центре относится к финскому периоду.
Между тем, восточный сосед — СССР — набирал силы. Советский Союз долго донимал Финляндию тайными и гласными предложениями и требованиями. Официально причиной была забота о безопасности Ленинграда: финская граница находилась очень близко к городу и в случае нападения с финской территории (имелись в виду, в первую очередь, германские войска) обеспечить оьорону второго по значимости города СССР было бы проблематично. В каждом обращении непременно высказывалось желание разместить советскую военную базу на мысе Ханко (Гангут), а позже все настойчивее выражались требования получить территории на Карельском перешейке (возможно в обмен на российские земли в Карелии). Финляндия спешно возводила систему укреплений (линию Маннергейма). Зимой 1939 г. началась советско-финская Зимняя война. В результате Финляндия потеряла территории на Карельском перешейке и свой второй по значимости город — Выборг.
Во 2-й Мировой войне (если Зимнюю войну не считать ее частью) Финляндия вошла на стороне Германии. В ходе наступления финны практически вышли на границы Финляндии времен объявления независимости, а если и продвигались дальше, но не глубоко и не активно, хотя и участвовали в блокаде Ленинграда. Линия фронта стабилизировалась к концу 1941 г. и продержалась вплоть до контрнаступления советских войск в 1944 г. С 41 по 44 гг. Выборг снова был в Финляндии, а с подписанием перемирия границы снова вернулись на позиции 1940-го г. Совсем недавно Выборгу присвоено звание «Город воинской славы».
После войны Выборг интенсивно восстанавливался, финская застройка с излюбленным стилем модерн разбавилась типовой советской.
Постсоветский период, как и в других уголках страны характеризовался полным развалом производства, но у Выборга есть особенность — Финляндия под боком и многих выручала приграничная торговля.
Что развивается в Выборге — это туризм и я привнес небольшую частичку в это развитие.
В XIX в. Иван Гончаров сетовал:
Нам, русским, делают упрек в лени, и недаром. Сознаемся сами, без помощи иностранцев, что мы тяжелы на подъем. Можно ли поверить, что в Петербурге есть множество людей, тамошних уроженцев, которые никогда не бывали в Кронштадте оттого, что туда надо ехать морем, именно оттого, зачем бы стоило съездить за тысячу верст, чтобы только испытать этот способ путешествия? Моряки особенно жаловались мне на недостаток любознательности в нашей публике ко всему, что касается моря и флота [...] Но не знать петербургскому жителю, что такое палуба, мачта, реи, трюм, трап, где корма, где нос, главные части и принадлежности корабля, — не совсем позволительно, когда под боком стоит флот. Многие оправдываются тем, что они не имеют между моряками знакомых и оттого затрудняются сделать визит на корабль, не зная, как «моряки примут». А примут отлично, как хорошие знакомые; даже самолюбию их будет приятно участие к их делу, и они познакомят вас с ним с радушием и самою изысканною любезностью. Поезжайте летом на кронштадтский рейд, на любой военный корабль, адресуйтесь к командиру, или старшему, или, наконец, к вахтенному (караульному) офицеру с просьбой осмотреть корабль, и если нет «авральной» работы на корабле, то я вам ручаюсь за самый приятный прием.
И мысли писателя остаются во многом актуальными, разве что Кронштадт стал значительно доступнее. Город-крепость, город-порт, город — военно-морская база расположен на острове Котлин в Финском заливе. Сейчас остров соединен с материком дамбой и проложенным по ней шоссе — Кольцевой автодорогой.
Кронштадту был посвящен наш последний день, на экскурсию мы выехали уже́ прихватив вещи.
Остров Котлин был шведским, пока Петр I не обратил на него внимание. Когда в 1703 г. навигация завершилась и шведские корабли ушли из залива, у фарватера рядом с островом Котлин начались экстренные строительные работы. Со льда на отмели был насыпан искусственный остров и на нем возведен форт. Единственный для крупных кораблей путь к Невской губе, а следовательно, Санкт-Петербургу, был перекрыт артиллерией форта. В 1704 крепость была освящена и названа Кроншлот («коронный за́мок»), этот год считают датой основания Кронштадта (собственно крепость Кронштадт («коронный город») на Котлине заложена в 1723 г.). Остров постепенно обрастал крепостями и бастионами, отдельно стоя́жими на искусственных островках фортами. Кронштадт стал главной российской военно-морской базой. Все без исключения морские события в истории России на Балтике и очень многие в других морях и океанах так или иначе связаны с Кронштадтом. Исследовать Новую Землю или Японию, открыть Антарктиду — все большие походы начинались в кронштадтской гавани.
С Кронштадтом в новой истории связаны два восстания: одно в 1905 г., родавленное царскими войсками и второе в 1921 (Кронштадтский мятеж), залитое кровью войсками Тухачевского.
Одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Кронштадта — Никольский морской собор, построенный в 1913 г., как главный храм российского флота, памятник всем погибшим морякам. Прообразом его стала стамбульская Айя-София. В советские времена собор значительно пострадал, его реставрации добилась супруга бывшего президента Д. А. Медведева — Светлана Медведева (Линник), родившаяся в Кронштадте. Говорят, что и экстерьер и убранство собора с памятными мраморными досками с именами погибших практически полностью восстановлены. Весной 2012 г. патриарх Кирилл (Гундяев) совершил чин малого освящения собора.
Программа тура предусматривает проживание в трехзвездочный гостинице Санкт-Петербург. Это крупный городской отель на вид 1970-х годов постройки. Для своего времени был весьма современен и, наверное, крут, сейчас откровенно староват. Тем не менее, это очень неплохой вариант размещения. Из плюсов отеля — расположение. Хоть это и Выборгская сторона, но ее самый ближний к историческому центру край, угол Невы и Большой Невки. Здание по сути с двух сторон окружено водой, из него открывается замечательный вид, прямо напротив стоит крейсер Аврора.
Номера пристойные. Шкафчики, тумбочки, телевизор, крупное зеркало с подсветкой, все как надо. Полы — ковролин. Санузел с ванной и душем. Уборка и смена белья проводилась регулярно и незаметно.
В стоимость проживания включен завтрак в основном ресторане отеля. Шведский стол с достаточно разнообразным набором блюд. Несколько подряд расположенных залов с интерьерами в морской стилистике.
Еще в отеле есть бары, с одной стороны клуб-ресторан Чаплин, с другой — концертный комплекс Аврора, где проходят крупные события питерской культурной жизни (к примеру, в день приезда там выступал Борис Гребенщиков); салон красоты; почтовое отделение; заказ экскурсий и такси; несколько сувенирных магазинчиков; бильярдные столы; у ресепшна постояльцы пользовались бесплатным WiFi-доступом в интернет... Наверное предлагается и много иных услуг, я чего-то не видел, а чего-то уже не вспомню, но гостиница сравнительно солидная, поэтому набор услуг нормален. Персонал на ресепшне, в ресторане и баре достаточно вежлив и внимателен (или хотя бы делает вид, что внимателен к гостям). Горничные, судя по виду, из гастарбайтеров, но их не видно.
Из недостатков кроме возраста гостиницы — проводимый ремонт набережной и площадки перед зданием отеля. Какого-то особого шума вечерами не было, но и вид ухудшился, и неудобства появились, например, переход к Петроградской стороне (в сторону Авроры или Петропавловской крепости) теперь возможен только по узкому проходу между строительных заборов.
Поллный фотоотчет о поездке можно увидеть в отдельной галерее (10 страниц, 117 фотографий)
Хочется поблагодарить руководство и сотрудников АС-тревел и отдельно менеджера Елену Евгеньевну за возможность узнать и почувствовать что-то новое.
Еще раз спасибо,
Алексей
Сентябрь 2012 г.
Оставайтесь на связи
Забронировать тур, либо уточнить необходимую информацию вы можете у ваших менеджеров-консультантов:
тел.: +7 495 740-29-89, e-mail: ac@actravel.ru
Наталья Нере́тина
директор отдела продаж
+7 929 910-90-60
Иван Щенников
менеджер по туризму
+7 926 384-99-44