МС-21 (магистральный самолет XXI века) — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный КБ Яковлева и поглотившей его корпорацией «Иркут».
Различные компоновки пассажирских самолетов рассматривались в КБ Яковлева еще в 1970-х. Новая машина должна была заменить не только ближне- и среднемагистральные Як-40 и Як-42, но и более вместительные самолеты компаний-конкурентов.
Простое удлинение фюзеляжа при сохранении трехдвигательной схемы и стреловидного крыла от Як-42 дало модель Як-142 . Дальше постройки прототипа (1992 г.) дело не пошло, так как стало ясно, что подобный самолет заведомо проиграет по экономичности зарубежным моделям.
Более перспективным выглядело бы прямое крыло и традиционная двухдвигательная схема с консолями под крылом. В 1990-х проработаны варианты Як–242 с длинным фюзеляжем от Як-42, оставленные только на бумаге. К проекту вернулись в 2000-е, когда доступ к новым материалам (стекло- и углепластикам) обещал реанее недоступные характеристики крыла. Одновременно было решено увеличить ширину фюзеляжа, сделав его более удобным для пассажиров.
Когда КБ Яковлева было поглощено корпорацией «Иркут», новые хозяева продолжили работы над проектом Як–242. Предполагалась установка американских двигателей Pratt & Whitney, а общая доля отечественных комплектующих в самолете составляла всего 38%.
В 2018 г. из-за санкций США производителям стало невозможно покупать за рубежом высокотехнологичные материалы, прежде всего, углепластики. Поэтому планы запуска самолета в производство были пересмотрены и нужно было срочно искать отечественные замены материалам и комплектующим. Также разработаны варианты с отечественными двигателями.
«Иркут» продвигал новую машину по программе «Магистральный самолет XXI века» с соответствующим индексом «МС-21». Предполагалось, что при запуске в производсство название изменится на «Як–242», но позже от этого решения отказались и самолет продолжили представлять под названием программы, «МС-21».
МС-21 призван, в первую очередь, составить конкуренцию на отечественном рынке зарубежным моделям самолетов Boeing 737 MAX или Airbus A320-neo.
Аэродинамическая схема: двухмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением. Двигатели расположены на пилонах под консолями крыла.
Для пассажиров преимуществом МС-21 можно назвать самый широкий в своем классе фюзеляж, что позволило заметно увеличить комфорт.