Соловецкие острова, Соловки... У кого-то они стойко ассоциируется исключительно с лагерем и тюрьмой, кто-то вспомнит знаменитый монастырь, меньше же тех, кто даже просто задумывался о возможности туристической поездки и отдыха на этих замечательных островах Белого моря.
Между тем, Соловки уже давно являются одним из признанных туристических центров России. По размерам Большой Соловецкий остров не уступает какой-нибудь Мальте, истоптанной ногами тысяч и тысяч туристов; историческая насыщенность ("концентрация истории") здесь не меньше, чем у самых популярных мест экскурсионных поездок в мире, а по природной красоте и, как ни странно для северных островов, разнообразию природных зон, пейзажей, растительности и животных конкурента Соловкам нужно еще поискать...
Для меня лично в Соловках слилось, сконцентрировалось, отстоялось и очистилось до предельной ясности все самое значительное. Это как выход золотоносной жилы на поверхность: в суровых и диких местах посреди холодного моря на отдаленном архипелаге вдруг открываешь вокруг и в себе нечто ранее неизведанное...
Я благодарен туристической фирме АС-тревел за возможность посетитьэти острова.
Соловки — архипелаг в Онежской губе Белого моря. Расположены острова на выходе из губы, причем практически по центру, расстояния до левого и правого берегов материка приблизительно равное: 40-60 км.
Самый крупный остров архипелага — Большой Соловецкий, также можно выделить второй по величине — Анзерский остров (или просто Анзер), Большую и Малую Муксалму, Большой и Малый Заяцкие острова. Кроме них в архипелаге множество островков и скал.
Большой Соловецкий остров покрыт сетью озер, протоков и заболоченных участков. Основной тип растительности — смешанный лес. А на соседних островах могут быть иные климатические зоны, например, на Большом Заяцком, хоть он и расположен южнее, классическая тундра с ярким многоцветьем ковра мхов и лишайников.
Несмотря на то, что Соловки известны людям с древнейших времен, постоянных поселений на островах не было очень долго. По поморскому преданию Соловки поднялись из моря "ради спасения человеков" и здесь имеется в виду не только иносказательное спасение душ, но и самое прямое спасение мореходов. Со стороны западного (кемского) берега архипелаг в определенный период сравнительно легко достижим даже для немореходного судна: от материка тянется цепь островков, переходя от одного до другого можно, всегда имея в виду землю, добраться до острова с удобными бухтами и пресной водой. Сюда приходили рыболовы и охотники на морского зверя (когда-то на островах в изобилии водилась нерпа). Поселения были временными, сезонными. В период осенних штормов с островов уже не выбраться, а шансы пережить благополучно зиму весьма невысоки. Но не только охотой и рыбалкой занимались здесь люди. На разных островах архипелага найдены древние загадочные лабиринты. Наиболее известны лабиринты Большого Заяцкого острова (их там не менее 14 штук, самый большой 25-27 м в диаметре). Назначение лабиринтов спорно, из множества гипотез наиболее правдоподобно выглядит связь с погребальным культом: душа умершего не должна найти выхода в мир живых. Хотя в самих лабиринтах останков, вроде бы, не найдено, в расположенных рядом каменных горках-пирамидках обнаружены обожженные останки человека и промысловых животных, датируемые 2-1,5 тысячелетием до н. э. Предполагается одновременность захоронений и лабиринтов, хотя ничто не говорит против более раннего или позднего сооружения лабиринтов. Бесспорной верхней границей датировки служит только лишь XV в. нашей эры, когда на островах селятся монахи. Подобные сооружения известны сейчас по всей Северной Европе, аналоги находятся и в других частях мира. В мифологии многих народов умершие отправляются через море на некий остров мертвых. Такие легенды есть у финнов или у англичан (их король Артур находит покой на острове Авалон). Вероятно Соловки были когда-то таким Авалоном, священным островом мертвых. В Европе лабиринты связывают с кельтской культурой. К Соловкам же ближе всего континентальные протокарелы и позже пришедшие саамы (лопари). Русское население (вернее складывающийся субэтнос — поморы) появляются на берегах Белого моря с XI-XII вв.
Как уже сказано выше, с XV в. острова уже навсегда связаны с монастырем. Основатели Соловецкого монастыря — Зосима и Савватий — одни из любимейших русских святых. Их икону нередко можно увидеть и в самых удаленных от Севера церковках. Менее известен их сопостник — преподобный Герман. Первыми на Соловки прибывают, ища пустынного жительства, отшельники Савватий и Герман. Савватий — уже преклонный старец, ученик Кирилла Белозерского и монах Валаамского монастыря. иноки поселяются на Большом Соловецком острове, устанавливают крест и сооружают кельи. Однажды во время вынужденной отлучки Германа на материк Савватий чувствует скорую кончину и также отправляется к устью Выга, где успевает исповедаться и причаститься. Герман же возвращается с новым отшельником — Зосимой, сыном знатных новгородских родителей, раздавшим нищим свое имущество и отправившимся искать спасения в пустыни. Видимо, рассказ Германа об отдаленном острове впечатлил новгородца и заставил отправиться на Соловки. Прожил он на островах около 40 лет. Вокруг Зосимы стали собираться и другие пустынножители, была возведена небольшая церковь, Зосима принял священнический сан и стал игуменом. Монастырь постепенно получал права на окружающие земли, в т. ч. и угодья на материке. После присоединения Новгорода к Москве все права монастыря подтверждены и царем Иваном III.
После преподобных Зосимы и Савватия из числа соловецких святых наиболее известен и ярок митрополит Московский Филипп. В миру Филлипа звали Федор Степанович Колычев, он был представителем знатного боярского рода, мог сделать неплохую карьеру при дворе, но в 30 лет вдруг покидает службу и исчезает. Какое-то время, видимо, проводит на небезызвестном сейчас острове Кижи в Онежском озере, откуда отправляется послушником на Соловки, принимает постриг и выбирается игуменом монастыря. При Филиппе происходят самые значительные перемены: ведется грандиозное каменное строительство, на острове прокладываются дороги, система озер соединяется каналами, что с одной стороны создало дополнительную транспортную сеть, а с другой позволило использовать силу потока воды на мельницах и пр., построены портовые сооружения, усилен флот, созданы палаты-мастерские по пошиву одежды и обуви, построена больница и т. д. В 1566 г. игумен вызван в Москву на церковный собор, где и избран митрополитом — главой Церкви. Известен конфликт Филиппа с Иваном Грозным по поводу жестокостей опричнины. До нашего времени отголоском докатилось выражение "филькина грамота" — так пренебрежительно царь называл обличительные послания митрополита Филиппа перед их сожжением. Иван Грозный не долго терпел своевольного митрополита, учинил над ним суд, отстранил от кафедры и сослал в заточение, где, по преданию, Филипп был задушен лично Малютой Скуратовым. Мощи Филиппа впоследствии были перенесены в Соловецкий монастырь, но и здесь они не задержались, но это уже другая глава истории...
Монастырь связан с деятельностью и другого главы русской церкви — патриарха Никона. Кроме центрального монастыря на островах было несколько пустыней и скитов. Один из скитов был на острове Анзер. Правил им знаменитый Елеазар Анзерский. В то же время амбициозный провинциальный мордовский поп Никита Минов перебирается в столицу, откуда, отправив жену в центральный Алексеевский монастырь, сам отправляется на Север, приняв при постриге имя Никон. Не выдерживает монашеской жизни под руководством Елеазара (по легенде Елеазар в видении увидел как бы черную змею, обвивающую шею Никона и нашептывающую ему в ухо) и, прихватив с собой две монастырские книги, бежит в лодке с Анзера в направлении устья реки Онеги. На последних верстах пути по Онежской губе попадает в шторм и терпит бедствие на Кий-острове, но все-таки добирается до материка, поступает в маленький монастырек, внеся в качестве вклада украденные с Соловков книги. Там почти сразу умирает местный игумен и братия выбирает образованного Никона. "По делам монастыря" тот отправляется в Москву и больше оттуда не возвращается. В столице, видимо при помощи жены, успевшей продвинуться в центральном монастыре рядом с Кремлем, представлен молодому царю Алексею Михайловичу как ученик (!) того самого Елеазара Анзерского и, как мудрый северный монах, становится советником царя. А при подвернувшемся случае и выдвинут в патриархи. С Соловецкого монастыря Никон вывозит в Москву мощи чтимого там Филиппа, чем вызывает недовольство братии. А в столице начинает "книжную справу" — первый шаг церковной реформы, вызвавшей раскол Церкви, не излеченный по настоящее время. Во все монастыри были разосланы "новые" исправленные книги и указания служить только по ним. На Соловках изучили правки и в сомнении отложили новые книги в подвалы, мол, на "старых" книгах взрощено огромное число святых, а правки ничем не обоснованы. Монахи посылали в столицу грамоты, доказывающие ошибочность нововведений и просьбы служить "по старому". Вместо рассмотрений и разрешений на острова сперва отправлялись одна за другой комиссии с целью принудить непокорных к подчинению центральной власти, а после, когда комиссионеров начали разворачивать и не пускать в монастырь, просто-напросто были направлены регулярные армейские части. В то же время, дабы отвратить местное население и многочисленных паломников от мятежного прославленного монастыря, Никон в самом начале той же самой Онежской губы на Кий-острове основывает в честь своего спасения от бури "перехватывающий" монастырь, где размещает искусственную "мегасвятыню" — Кийский крест — копию Креста Распятия, в который вмонтированы до 300 (!) частиц различных святынь (мощей почитаемых святых, земли из святых мест и пр.). Этому своему "альтернативному" монастырю Никон передает и все вотчины Соловецкого монастыря, желая задушить тот экономически. А на Соловках началось знаменитое "Соловецкое сидение" — осада монастыря царской армией. Сперва осада была всего лишь "демонстрацией силы", на которую монахам, уверенным в своей правоте, да находящимся за полноценной крепостной стеной, с огромными запасами продовольствия и источниками пресной воды было, мягко говоря, наплевать. Позже, после отстранения командира за отсутствие результатов и назначения нового командующего с большими полномочиями действия перешли в активную фазу, началась осада по всем правилам военной науки, с использованием артиллерии, насыпями, подкопами и штурмами. Продолжалось "сидение" восемь (!) лет и то монастырь удалось взять только после предательства одного из осажденных, указавшего тайный ход под одной из башен. Расправа была жесточайшей, монахов сажали на кол и подвешивали на крюках, вмораживали в лед. Оставшихся в живых разосслали по острогам. Через несколько дней после осады умирает царь Алексей Михайлович. По легенде он перед смертью отправил гонца с приказом снять осаду, но исполниться воле не было суждено.
Археологи, проводящие раскопки на территории монастыря, утверждают, что граница до "сидения" и после отчетливо видна. Если до культурный слой практически чист, то после в изобилии попадаются объедки и прочий мусор. После расправы над монахами Соловки опустели и были срочно заполнены новыми иноками, в основном с лояльной Украины. До взятия монастырь был киновией, то есть жил по общежитийному уставу, был коммуной, где от рядового монаха до настоятеля не было никакой личной собственности, а труд каждого был обобществлен, ели монахи только в общей трапезной, выносить еду из нее было нельзя. "Новые" монахи живут по новому уставу и едят в кельях, а объедки, понятное дело, выбрасываются во двор.
Монастырь же отныне, даже после падения, становится символом, знаменем старообрядчества, повесть о "соловецком сидении" — "О отцех и страдальцех соловецких" — была чуть не в каждой поморской избе, укрепляя население в правде "старой веры".
Дела же собственно монастыря идут невесело, достигнуть могущества периода своего расцвета Соловкам уже не суждено, Петр I ставит доходы монастырей под жесткий государственный контроль, окончательный удар нанесет Екатерина II, проводящая политику секуляризации — конфискации в пользу государства церковных земель и заведений. И это, тем не менее, дало стимул для развитиясобственно островов: без масс крепостных и обширных материковых вотчин монастырю пришлось виживать "на самообеспечении", на островах развились различные хозяйства, множество мастерских и промыслов и т. д. К началу XX в. монастырь прочно стоял на ногах и мог позволить себе, к примеру, собственную электростанцию или паровые катера на внутриостровной озерной системе.
Заходил на острова и Петр I и именно в свой беспримерный поход с перетаскиванием кораблей волоком по суше. Тогда вместе с кораблями на той же верфи из мореной лиственницы была срублена небольшая церковка. Ее разобрали и погрузили на корабли. В 1702 г. Петр с матросами за 3 дня ставит Андреевскую церковь на Большом Заяцком острове. Любопытно, что в монастырских книгах Петру приписывают и создание (ради развлечения) лабиринтов на том же острове.
С 1765 г. монастырь стал ставропигиальным, т. е. подчиняется в обход епархиального начальства непосредственно главе Церкви: тогда Синоду, сейчас Патриарху.
Еще одна историческая опосредованно упомянутая выше роль монастыря — роль военной крепости и, конечно же, для защиты не от собственных войск, а он внешнего врага. Монастырь расположен в стратегически важной точке: он прикрывает вход в Онежскую губу Белого моря. Возводились стены крепости в первую очередь против шведов во время череды русско-шведских войн. В монастырской крепости и в материковых острогах располагался гарнизон. Самая прославленная же осада выдержана монастыре не от шведов. Свейские (шведские) набеги постепенно забылись, онежское направление уже, вроде бы, не нуждалось в мощном профессиональном боеспособном гарнизоне, его состав постепенно уменьшился до 50 человек, причем составляли гарнизон инвалиды. Командование гарнизоном передано от военного ведомства монастырскому начальству. Оружие и оснащение морально и физически устаревали. В таком состоянии Соловецкий монастырь находился во время Крымской войны, когда на Юге империи схлестнулись русские и английские войска. Британия в то время оставалась полноправной владычицей мира, опираясь на свой мощнейший флот, а российские северные области находились в зоне потенциальной угрозы со стороны этого самого флота. Весной 1854 г. наиболее ценное монастырское имущество было отправлено на материк, разъехались желающие богомольцы. В помощь полусотенному инвалидному гарнизону из числа братии монастыря, трудников и богомольцев набирается ополчение. Проверка арсеналов показывает наличие только двух полностью боеспособных чугунных орудия. С материка срочно доставляются еще 8 пушек и заряды к ним. С пушками прибывают инженер для устройства батарей и фейерверкер (артиллерист) для обучения работе с орудиями.
6 июля 1854 г. дозорные донесли настоятелю о приближении к островам двух пароходов. Далее следует встреча двух культур, двух цивилизаций. Пока пароходы приближались, в монастыре успели отслужить службу в храме Зосимы и Савватия и пройти крестным ходом по крепостной стене. Пароходы простояли пол дня в прямой видимости, отошли, после вернулись и начали выкидывать на мачтах сигнальные флаги. В монастыре подобным способом общения никто не владел, ответа англичане не получили. Тогда по морскому обычаю англичане стреляют холостыми для приветствия и вызова на переговоры. В монастыре это воспринимают за начало боевых действий и выпускают в ответ ядро. Англичане отвечают бомбардировкой крепости (правда, без особого успеха, пострадала гостиница, стоящая вне стен монастыря). Одно из восьми выпущенных со стороны монастыря ядер достигает парохода (по легенде даже причинив легкое ранение матросу). Пароходам пришлось временно отойти. Следующим утром катер, спущенный с парохода, доставляет ультиматум, сводящийся к следующему: англичане считают монастырь военной крепостью, так как вней размещен гарнизон, служащий российскому царю. Гарнизон посмел повернуть оружие против флага Ее Велическва Королевы, поэтому должен быть наказан. Монастырь должен выдать гарнизон, оружие и знамена, а командир гарнизона должен сдать свою шпагу на палубе британского фрегата. В противном случае в определенное время начнется обстрел монастыря. Ответное послание гласило, что первыми стреляли сами англичане, оружия и знамен в монастыре нет, как нет и коменданта крепости, так что и шпагу сдавать некому. Англичане, верные своему слову, открыли обстрел. Канонада длилась 10 часов, но никаких жертв и сколько-нибудь серьёзных разрушений не вызвала. Последнее ядро пробило стену Проеображенского собора и повредило верхнюю часть иконы Богородицы Знамение. После этого стрельба вдруг прекратилась. Снявшись с якоря, пароходы отошли к Заяцкому острову, взломали дверь Андреевской церкви и выкрали три колокола и несколько серебряных вещей.
События обстрела Соловков с легендарными подробностями быстро были поставлены на службу патриотической пропаганде и агитации, выпускались иллюстрированные описания подвигов монастыря, писались стихи, отмечались юбилеи.
Гарнизон и вооружение крепости усилили в тот же год. Летом же следующего 1855 г. проходящие мимо пароходы (английский и французский) не посмели напасть на крепость. Сперва пристав к Заяцкому острову, вырезав монастырский скот и поохотившись на зайцев, неприятель передал в монастырь требование обеспечить провизией — быками. Получив через некоторое время отказ, англичане потребовали личной встречи с настоятелем — архимандритом Александром. Переговоры состоялись на островке между Заяцким и Соловецким островами. Архимандрит лично повторил отказ. Пароходы ушли, лишь захватив с Заяцкого острова годовой запас хлеба и дров. А рядом с местом переговоров настоятеля с супостатами, на берегу Большого Соловецкого острова в 3-4 км от монастыря, откуда видет и Заяцкий остров, и островок, где принимались парламентеры, был положен памятный Переговорный камень — плита с вырезанным на ней описанием событий.
Еще в XVI в. монастырь служит местом заключения, на Соловках в разное время содержались интереснейшие исторические персонажи. Большевикам не пришлось выдумывать ничего принципиально нового, новыми были масштабы и сама система. После революции власти закрывают монастырь, но простаивать ресурсы не должны и в 1923 г. на Соловках открывается чуть ли не первый в мире концентрационный лагерь (немецкие товарищи чуть позже приезжали набираться опыта). Поначалу лагерь предназначался для бывших союзников, а теперь политических врагов большевиков — эсеров, анархистов и пр. революционно настроенной публики. Условия были сперва довольно вольготными: за ограждением заключенные вели себя как заблагорассудится, отдыхали и развлекались, к ним приезжали родственники, осуществлялась активная почтовая переписка, в т. ч. и с зарубежными адресатами. Зимой заливались горки и зеки на на церковных иконах катались с них. Потом гайки завинтили, усилили режим и постепенно лагерь — знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) — захватил все бывшие монастырские строения на всех островах, каждый скит был приспособлен под лагерные цели. В 1937 лагерь был преобразован в тюрьму (СТОН). По лагерным временам источники сейчас доступны, пересказывать их здесь не имеет смысла.
Закрыта тюрьма была в 1939 г. По-моему, главная причина — советско-финская война. Иметь под боком действующих войск такой подарок, как многотысячная армия "классовых врагов", которым нечего терять вряд ли кто захочет. В случае мятежа проблемы гарантированы, придется отвлекать войска с фронта. Ну и не последнюю роль сыграл трезвый экономический расчет: зеку мало прокормить себя, как он делает на островах. Много выгоднее заставить его приносить пользу, послав на лесоповал, в шахту, на прокладывание канала и т. д.
Во время Великой Отечественной на Соловках разместили школу юнг (тогда склоняли по-иному: "школа юнгов"). Мальчишек, тысячами бежавших на фронт, отправляли на острова, год обучали воинским специальностям и распределяли по флотам. До 1972 г. само существование таких курсов замалчивалось (СССР подписывал конвенции об неиспользовании на войне несовершеннолетних), сейчас рядом с монастырем поставлен памятник юнгам, периодически проводятся встречи юнг-ветеранов, в 2007 г. открылся небольшой музей юнг.
В настоящее время территорию монастыря делят Соловецкий музей и собственно мужской монастырь, восстановленный в 1990 г., активно ведутся реставрационные работы.
Не касаясь религиозных целей, расскажу о соловецких традициях.
На острова два пути: по воздуху и по морю. На Большой Соловецкий остров совершаются регулярные воздушные рейсы из Архангельска. Взлетно-посадочная полоса в нескольких минутах от монастыря.
По морю на Соловки заходят многие круизные теплоходы, кроме того ежедневно из Кеми (вернее из п. Рабочеостровск, рядом с Кемью) ходит рейсовый теплоходик, перевозящий как организованные группы, так и одиночных туристов.
До Кеми же проще всего добираться железнодорожным транспортом, Мурманский поезд неспешно, с остановками, докатывается от Москвы за чуть более сутки.
Во первых, нужно где-то пережидать стыковку между поездом и теплоходом. Обычно как в одну, так и в другую сторону оставляют по одной ночи в Кеми. Видимо лучшая гостиница в этих местах расположена прямо у причалов Рабочеостровска и называется соответственно "Причал". Комплекс из двухэтажных коттеджей, номера с удобствами. В отеле есть столовые и бары. В номере санузел с душем и телевизор.
На Соловках отелей много и разных. Отель "Соло", похоже, не самый лучший по услугам, но один из лучших по расположению: до монастырской стены несколько минут хода. Но зачем здесь услуги, если в отеле практически только спишь и ешь? Стандартный тур предусматривает двухразовое питание: завтрак и ужин. В отеле "Соло" есть своя довольно уютная столовая. Обедают туристы самостоятельно и это довольно удобно, т. к. можно гибко строить дневную программу, да и попробовать местных деликатесов лучше по меню, не удовлетворяясь комплексным обедом. В поселке как минимум два места общественного питания, причем одно с 4 залами, рассчитано на довольно большое число посетителей, так что проблем быть не должно. В номере "Соло" санузел с персональным электрическим водонагревателем и душем, соответственно электричество 220 В, масляный электронагреватель на всякий случай (в летний сезон не нужен) ну и практически все.
Одежду нужно брать разную. Погода на островах меняется постоянно. За 15 минут солнце сменяется дождем и обратно. От дождя нужна легкая непромокаемая куртка. На островах придется много ходить по пересеченной местности, поэтому нужна удобная и прочная обувь. Сильных холодов быть не должно, но во время морских преходов на верхней палубе можно запросто замерзнуть и простудиться. На теплоходы и катера одевайтесь тепло. Монастырь и некоторые скиты действующие, нужно придерживаться правил: у мужчин прикрытые руки и ноги, открытая голова. У женщин длинная юбка, прикрыты руки и голова. На входе в монастырь, вроде бы выдаются юбки, но лучше озаботиться самим заранее. Берите с собой купальные костюмы: в Святое озеро окунуться — традиция. Берите сменную одежду и обувь. Влажность воздуха на островах всегда повышена, мокрая одежда просто не сохнет, поэтому имейте смену. Солнышко может пригреть, чтобы не уставали глаза имейте солнечные очки (особенно во время лодочных прогулок), также прикрывайте голову. Лодки 4-5-местные с одним гребцом. Если вам придется грести (вы не исключаете такую возможность) позаботьтесь о руках: простые хлопчатобумажные перчатки должны снизить вероятность образования мозолей. На островах нет змей, клещей и прочей гадости, зато в лесах в изобилии водятся комары. Позаботьтесь об одежде, прикрывающей все участки тела и репеллентах: любой выход в лес, а также вечерние прогулки без этого могут стать невыносимыми. Еды, особенно если вы живете в отеле с питанием, тащить не нужно, в поселке много магазинов. А вот фляжку с согревающим (в случае купания) или для воды (для долгих выходов, например, к дамбе или лодочных прогулок) можно взять. Фонарь не нужен (сезон белых ночей). Теплоход или катер во время морского перехода может попасть в волнение или шторм, поэтому даже если вы не замечали за собой слабости, приготовьтесь к возможным приступам морской болезни (ей совершенно не подвержены всего лишь 6% населения): не забудьте кислые леденцы и/или медикаментозные средства, вроде Драмины, а также еще раз напомню про теплую одежду: если придется подняться на верхнюю палубу, то там просто замерзнуть и промокнуть.
Ниже представлены всего несколько фотографий, полный фотоотчет по Соловецкому архипелагу см. в отдельной фотогалерее
Я съездил на острова во второй раз и ничуть не жалею о поездке, вернее, жалею, что она так быстро завершилась. Говорят, что побывавшие на Соловках "осоловели", их всегда тянет вернуться. Ко мне это относится на 100%. Хочу поблагодарить фирму АС-тревел и лично Татьяну, терпеливо выбиравшую устраивающий меня тур и Наталью, оперативно решившую все мои проблемы.
Большое спасибо!
Оставайтесь на связи
Забронировать тур, либо уточнить необходимую информацию вы можете у ваших менеджеров-консультантов:
тел.: +7 495 740-29-89, e-mail: ac@actravel.ru
Иван Щенников
менеджер по туризму
+7 926 384-99-44
Наталья Нере́тина
директор отдела продаж
+7 929 910-90-60