+7 495 740-29-89
938-92-92
Туроператор АС-тревел, МоскваАС-тревел↑ ↑

Татьяна Семёнова 

Заметки путешественника

Фотопутешествие по библейским местам
Израиль, Палестина, Иордания

← предыдущая глава | ↑ содержание ↑ | следующая глава →

Часть 1

Обо всём понемногу или общие впечатления

Не знаю, почему так популярна в Европе пословица: «Все дороги ведут в Рим»? Если уж говорить начистоту, то все дороги ведут на Святую Землю. Палестина (в широком географическом смысле) — это символ. Все значимые святыни привязаны к Святой Земле. Собственно, с Палестины и началась история трёх религий: иудаизма, христианства и ислама. Здесь Авраам заключил договор с Богом, здесь Иисус принял мученическую смерть на кресте, здесь путешествовал на небо пророк Мухаммед.

Современный Израиль просто «напичкан» святыми местами. Миллионы паломников-христиан едут сюда, чтобы прикоснуться к святыням, стать ближе к Богу. Здесь, правда, кроется одна опасность. У особо впечатлительных людей возникает так называемый «иерусалимский синдром». Явление странное, порой даже шокирующее. Люди бросаются телами на святыни, в прямом смысле слова: лобызают камни, крышки склепов, ящички с мощами… Особенно такого рода эйфория наблюдается в храме Гроба Господня.

Желающие пострадать паломники волокут на себе тяжеленые деревянные кресты по улице Виа Долорес (Дорога Страдания), им непременно хочется испытать те муки, что испытывал Христос. В больницах в Страстную неделю случаются наплывы «богородиц» с мнимой беременностью.

На реке Иордан, месте крещения Христа, тоже немало подобного рода «представлений». Мне, можно сказать, «посчастливилось», застать момент, когда один гражданин изображал из себя Иоанна Крестителя.

Некоторые фотографии таких эпатажных сцен вы увидите в моих заметках.

Как говорят ушлые экскурсоводы, повидавшие много чудных туристов: «Евреям хорошо, храм разрушен, одна только стена и осталась. Стой и молись возле неё. А христиане, как приезжают в Иерусалим, пока обегают все святыни, да насмотрятся на неистово молящихся, крышу-то и сносит…»

И всё же, такого рода экзальтированных личностей не так много. Люди к святым местам приезжают не для того, чтобы испытывать муки, а с надеждой и верой. В таких намоленых местах всё кажется выстраданным, люди себя чувствуют ближе к Богу.

Хотя Израиль считается светской страной, рьяных поборников иудаизма, нетерпимых ко всему нееврейскому, там достаточно много. Не дай бог в субботу после шести вечера зайти в ненадлежащей одежде в еврейский квартал (Меа Шарим), где живут «богобоязненные» (харедим) — можно получить удар камнем в голову или спину. Их легко отличито от других — чёрные костюмы и чёрные широкополые шляпы с пейсами. Ультрарадикалы очень агрессивно настроены и к тем иудеям, которые не всегда исполняют законы Божьи. Могут побить возле Стены плача или не пустить в синагогу. А религиозных запретов там, между прочим, 365. Поди, соблюди их!

Конечно, представлять себе израильтян, которые с утра до вечера думают только о законах Божьих, неверно. Светских людей там большинство, они, разумеется, соблюдают основные религиозные правила, но без фанатизма.

В Израиле религия не отделена от государства и все религиозные праздники — праздники государственные.

Кстати, в Израиль мы приехали накануне большого праздника Йом Кипур — Судный день поста и покаяния, когда Всевышний определят людские судьбы на следующий год. В этот день (день считается от заката до заката) нельзя ничего есть, пить и делать. Не работают ни магазины, ни бары, ни рестораны. Самолёты не летают, поезда и машины не ездят. По телевизору тоже не вещает ни один канал. Такое впечатление, что наступил конец света. На замерших автомагистралях дети катаются на скейтах и велосипедах. (Вы увидите эти фотографии).

Израильтяне народ особенный. Они не только говорят на возрождённом древнем языке, но и в полной мере ощущают себя библейским народом. По существу, древний язык иврит не был забыт, но на протяжении двух тысячелетий он был почти исключительно языком богослужения. Во «времена рассеяния» евреи в основном говорили на идиш — смесь иврита со средневековым немецким, на ладино — смесь иврита с испанским, маграби — северо-африканская смесь иврита, арабского и французского. Создав своё государство в 1948 году, они возродили древний язык, сделали его государственным. Удивительное дело: они спокойно могут читать ветхозаветные тексты! Для сравнения — попробуйте почитать русские летописи! Русский язык, увы, изменился до неузнаваемости.

Если большинство европейцев, американцев и русских можно назвать людьми мира, легко адаптирующихся в любой стране, готовых без особого труда переменить место жительство, то израильтяне слишком привязаны к своей земле. Они так любят свою страну, так патриотичны, что, порой возникает зависть: почему у нас, в России, о патриотизме принято говорить с такой неловкостью, будто это осколки социалистического прошлого? Наверно, разгадка заключается в простой формуле: человек любит всё, что сделано своими руками. Израиль — молодая страна, построенная народом, мечтавшим две тысячи лет обрести родину.

Есть, правда, на мой взгляд, издержки такого выраженного национального единства. Паталогическая подозрительность ко всем неевреям. Эта подозрительность сквозит во всём: в разговорах, отношении, поведении, неулыбчивых лицах. Начинаешь испытывать некий дискомфорт уже при пересечении границы. Американский таможенный контроль по сравнению с израильским «тихо курит в сторонке». Если что-то израильскому офицеру не понравится, устроит допрос с пристрастием, а могут и вообще не впустить в страну.

Конечно, всё это объяснимо. Большую роль играет многолетний арабо-израильский конфликт за территории и водные ресурсы. Напряжённая обстановка в отдельных регионах, угроза террористических актов приводит к тотальному недоверию не только к палестинцам, но и к чужакам вообще.

Уже больше шестидесяти лет арабы и евреи противостоят друг другу. Одни хотят получить библейскую Родину в границах царства Давида, другие просто не понимают, почему они должны отдавать то, что им принадлежало со времён Османской империи и прочих арабских завоеваний. У каждого своя правда. Комментировать это бессмысленно, любое мнение будет носить оттенок предвзятости. Правда лишь в том, что, как ни крути, а переселение целого народа в страну со сложившимся населением и укладом явление весьма болезненное. Были ли такие прецеденты в истории? Да сколько хочешь! Взять хотя бы Америку. Да и сами израильтяне в своё время во главе с Моисеем пришли в отнюдь не пустынную землю.

Но надо отдать должное израильтянам: тысячи лет, находясь в рассеянии, они смогли сохранить свою культуру, религию, язык. Все они, приехавшие в Палестину из разных стран с разным менталитетом, встретились на небольшой территории и, объединившись, упорно стали строить своё собственное государство, защищать свои интересы и свою национальную идею.

В Израиле средний возраст населения 13 лет. Так что эту страну можно по праву назвать молодёжной. В отличие от своих родителей переселенцев-иммигрантов юные израильтяне, рождённые на исторической родине, совершенно другие. Они, конечно, как и любая молодёжь, ходят на дискотеки, развлекаются, но всё же… Всё же они слишком напряжены, серьёзны, чересчур поглощены политикой, зациклены на религиозных догмах и кошерной еде.

Они «порвут» каждого, кто посмеет недоброжелательно отозваться о политике их государства. Они ненавидят лютой ненавистью палестинцев и всех чужаков, кто не на их стороне. Национальная идея, тиражируемая везде и всегда, конечно, сплотила народ, но, пожалуй, убила такое важное чувство как терпимость. Тоже самое можно сказать и о палестинцах. Увы, взаимная ненависть никогда не сможет найти компромисс.

Ситуация, на первый взгляд, патовая, и очень напоминает мультипрограммную компьютерную систему, которая находится в состоянии «дедлока» или «клинча». Система «зависла» в ожидании некоторого события, которое никогда не произойдёт. Для восстановления или выхода из «тупика» нужен перезапуск, рестарт системы, возможно, с потерей всей работы, выполненной до этого. Но мудрый оператор, поломав голову, вполне может найти выход, восстановить работоспособность системы, предложив уничтожить одно или несколько заданий, освободить тем самым место в буфере, дав возможность благополучно завершиться другим заданиям. Словом, тупик — это не всегда безысходность. Всегда надо помнить извечную мудрость: «Когда Бог закрывает одну дверь, он открывает другую; но мы часто не замечаем её, уставившись взглядом в закрытую дверь...»

Обретя родину, новое поколение израильтян уже твёрдо стоит на ногах, им удалось построить ту крепкую державу, какую три тысячи лет назад построил Давид. Но хочется надеяться, что так же, как и во времена Соломона, политика и процветание Израиля будет вершиться не воинами, а толерантностью и дружбой с соседними странами.

Но оставим политику политикам. Лучше поделюсь впечатлением о людях. О «наших людях» в Израиле.

Что ни говори, а русский дух витает в израильских землях, потому что выходцев из России там предостаточно. Наши бывшие соотечественники очень любят поговорить с русскими туристами, обсудить политику нынешней России, даже поностальгировать. А как приятно поседеть с ними за бокалом вина, поговорить о жизни…

Не могу не сказать о чувстве юмора наших бывших соотечественников. Рассказать пару баек или искромётных анекдотов, обычное дело. Некоторые из них не слишком сладко живут в новоприобретённой родине, но всё-таки жизнерадостность не потеряли.

Один таксист, одессит, обругав по ходу дела какого-то политика, высказался:
— Они что там себе думают в своих америках? Евреи непотопляемы! Если арабы сбросят нас в море, Израиль станет великой морской державой.

А ещё я подметила одну особенность, объединяющую русских мужчин и израильских: они терпеть не могут женщин за рулём. При разговоре они обязательно вставят какую-нибудь «страшную» небылицу про женщин-водительниц. Однако (думаю, все со мной согласятся) страшнее всего и у нас, и в Израиле не женщина за рулём, а самодовольный мужчина-лихач. Я могу сказать это с полной ответственностью, потому что имею водительский стаж больше двадцати лет и много чего повидала на дорогах.

Если говорить об Израиле, то культура вождения там, мягко говоря, безобразная. А если начистоту — настоящий фильм ужасов. Шутка ли: в Тель-Авиве меня чуть два раза не сбили! И это, между прочим, были мужчины! Такой же беспредел на дорогах был у нас в России в 90-е и начале 2000-х. Сейчас наши водители уже как-то попривыкли на «зебрах» уступать дорогу пешеходам, но в Израиле эта практика напрочь отсутствует. После двух неудавшихся попыток перейти дорогу по пешеходному переходу, я решила больше не рисковать своей жизнью. Светофор — оно надёжнее.

Помню в середине 90-х я была в Париже и удивлялась: почему автомобилисты так странно себя ведут — завидя пешехода на кромке тротуара, притормаживают, будто «подкрадываются». Как-то стояла на переходе и с недоумением смотрела на остановившуюся машину, водитель с маниакальным упорством пялился на меня. В скором времени ему это надоело, он открыл стекло и нервно замахал рукой: мол, пройдёшь ты, наконец, или нет. Тогда для меня это было божьим откровением. Спустя 20 лет и в России, наконец, начали уважать пешеходов. Что определённо радует. Израильским водителям в этом смысле было бы неплохо перенять опыт.

Возвращаясь к главной теме заметок, хочется сказать, что Израиль — это кладезь для изучения истории. Археологические заповедники открывают для туристов огромные пласты разных эпох.

Первые раскопки (имеется в виду основательные исследования культурных слоёв), начал француз Л. Ф. де Сольси. В 1865 г. был основан Фонд изучения Палестины, и в 1872–78 гг. были проведены обширные археологические разведки в Западной Палестине.

С созданием Государства Израиль (1948) деятельность археологов значительно расширилась. Стали появляться целые археологические заповедники, охраняемые государством.

Сегодня в Израиле насчитывается около 20 тысяч мест археологических раскопок, и их плотность является одной из самых высоких в мире (около 30 тысяч на 22 тысячи кв. километров территории). Так что людям, интересующимся историей, стоит побывать в Израиле обязательно.

И самое главное: археологические заповедники в прямом смысле доступны туристам — всё видишь не через стекло или заборчик, как в музее, а можешь походить по развалинам, потрогать камни, полазить в пещерах, словом, вживую соприкоснуться с древностью. Все свои впечатления я перенесла на страницы своих заметок, постаралась раскрыть перед вами удивительную Палестину, удивительную Землю Обетованную, где вершилась история, создавались религии, куда тянуло завоевателей всех мастей: от Александра Македонского до Наполеона.

Ну что, поехали?

Иудейская низменность

В Иудейской низменности испокон веков селились люди, потому что именно в этом месте проходила древняя дорога. Она шла от портов Газы и Ашкелона, а потом расходилась на север к Иерусалиму и на восток к Хеврону. В этом стратегическом месте люди строили крепости и добывали мягкий строительный камень — мел. Эта территория входила в состав древней Иудеи. Здесь случилось много важных для Израиля событий.

Но для начала окунёмся в более древние времена, до прихода израильтян в Землю Обетованную.

Мареша — город в Иудейской низменности, упоминаемый в египетских хрониках задолго до прихода евреев.

Интересный факт: историки и археологи даже не догадывались, что Мареша — не простой город, а уникальный. Сейчас узнаете почему.

Этот город упоминался в книге Иисуса Навина (15:44), так же в Книге Паралипоменон (11:8). Археологи начали раскопки в 1980-х годах, в надежде найти хотя бы фундамент древних построек библейских времён, может быть, какие-то предметы утвари.

На месте, где предположительно стоял город, ничего не было: каменистые холмы, да колючий кустарник.

Вот это место ↓

Мареша был разрушена в 40 годах до н. э., фактически стёрт с лица земли парфянскими воинами.

Каково же было удивление археологов, когда они обнаружили… целый подземный город в совершенно идеальном состоянии, с сотнями просторных пещер, расположенных на разных уровнях и соединенных широкими пролетами лестниц, арками, потайными ходами…


Это мастерские ↓

Так в древности давили оливковое масло ↓

Здесь выращивали голубей ↓

В ячейках жили голуби, а кормиться вылетали на улицу. Так что хозяева не заботились об их пропитании. Но зато заботились о своём. В пищу употребляли голубиное мясо и яйца. Археологи подсчитали, что в подземном городе располагались 60 многоярусных голубятен, где проживали около 120 000 прирученных голубей.

А это вход в склеп ↓

В таких нишах хоронили людей ↓

Конкретно эта пещера принадлежала семейству Аполофанес, глава которого был правителем на протяжении тридцати трёх лет. Погребальная пещера — это условное название. Здесь покойники лежали только некоторое время. Как рассказывают историки, обряд проходил следующим образом. Человека клали в нишу на год, а то и два, словом до тех пор, пока его плоть не истлевала. Затем, женщины (именно женщины!) заходили в склеп, промывали кости и укладывали их в отдельный сосуд. Нельзя было потерять ни одной косточки, потому что в Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых (ср. Иез.37). Соответственно, все кости должны быть целы, чтобы «восставший» вдруг не оказался без руки или ноги. Кстати, поэтому обезглавливание считалось самым страшным убийством по иудейским законам.

Вероятнее всего, в эллинический период такие склепы использовались новыми владельцами не иудейского происхождения, свидетельства тому — росписи на стенах.

Вообще, археологи и историки до сих пор не могут точно сказать, когда изначально был построен подземный город. Скорее всего, какие-то подземные сооружения здесь существовали с древнейших времён, до прихода евреев и в ранние библейские времена. Во всяком случае, это можно судить по химическому составу отложений на подземных колодцах.

Конечно, наземный город Мареша тоже существовал, со временем он менялся и перестраивался, как и подземная его часть. В пещерах добавлялись новые помещения, хранилища, стирая остатки старинных построек. Город заселялся новыми людьми.

Например известно, что после разрушения Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором, Марешу заселили идумеи. А они уж были мастера по таким видам работ, достаточно вспомнить Петру — город, выдолбленный в скалах.

Так как подземный город из столетия в столетие перестраивался, большинство построек учёные могут датировать 3-2 век до нашей эры. Но это не значит, говорят они, что до этого времени подземного города не существовало. Кстати, древний город раскинулся на территории более 500 гектаров. Вот такой гигантский подземный лабиринт. Теперь это территория заповедника Бейт Гуврин.

Ещё одно удивительное место в Бейт Гуврине.

Гигантская Колокольная пещера.

Вход в пещеру ↓

По всей видимости, там добывали мел. Однозначно можно сказать только одно: это сделано руками человека.




А это гигантский кактус, растущий возле пещеры. Кстати, плоды его съедобные, по вкусу напоминают киви. Так говорят. Только колючки очень опасны. Их очищают специальным способом. Каким, я не запомнила. Знаете ли, после прочтения книг Кастанеды, как-то опасаюсь есть кактусы :)

Раз уж мы заговорили о растениях, хочу рассказать ещё об одном интересном дереве.

Рожковое дерево. Или в простонародье — сладкий рожок ↓

Ещё его называют Хлебное дерево Иоанна. Хлебное, потому что стручки этого дерева съедобны и очень питательны. Их с древних времён употребляли в пищу. Когда израильтяне скитались в пустыне, в их котомках всегда были стручки Хлебного дерева.

Сухой стручок имеет на изломе запах дрожжей, он сладкий по вкусу. Опробовала на себе. Как выяснилось, сушёные стручки можно перемалывать в муку и печь лепёшки. В общем, набрав мешок таких стручков, можно смело отправляться в дальнюю дорогу и будешь застрахован от голода. С водой, конечно, в этих местах всегда будет напряжёнка. Но тему воды мы затронем чуть позже.

Ещё о стручках.

Если разломить стручок Рожкового дерева, то можно увидеть вот такие семена ↓

Эти семена являлись самой древней единицей веса.

Их использовали в качестве гирь древние ханаанцы и израильтяне. Вес зёрнышка был эквивалентен примерно 0,19 граммам. Конечно, такие «гирьки» применялись для взвешивания лёгкого товара: пурпурный порошок, ладан, редкие приправы и пр. Здесь нужна была точность до миллиграмма из-за дороговизны товара.

Судите сами. Для изготовления одного грамма пурпурной краски нужно было переработать десять тысяч моллюсков. Можно себе представить, сколько стоил грамм пурпура. Древние римляне тоже использовали семена рожкового дерева при взвешивании. Эту меру веса они называли «силиква». 1 силиква = 1 зерну. В дальнейшем силикву стали именовать каратом. (по латинскому названию рожкового дерева — Ceratonia siliqua). Так что эта мера веса, в сущности, дошла и до наших дней: применяется в ювелирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга.

Но вернёмся к нашему путешествию по Иудейской низменности.

Аялонская долина

Весьма примечательное место. Связано оно с предводителем еврейского народа Иисусом Навином, преемником Моисея. Именно Иисус Навин ввёл свой народ в Землю Обетованную, можно сказать, довёл до конца дело Моисея. Но пришлось повоевать, ведь Земля Обетованная уже была занята другими народами — ханаанцами, амореями и прочим коренным населением.

В «Книге Иисуса Навина» написано, что пять царей — иерусалимский (тогда ещё Иерусалим не был столицей Израиля, там жили иевусеи, этот город гораздо позже захватит царь Давид), хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский объединились против израильтян. Однако Иисусу Навину удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, бросая с неба в войско неприятеля камни.

Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аялонскою!» (Нав.10:12).

Учёные до сих пор спорят и пытаются разгадать тайну библейского текста: "стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день". Что это за явление такое? Как это возможно? Не говоря уже о падающих с неба камнях.

Но как же правильно сказал один мудрый священник, которого спросили о чудесах: «Чудеса былых времён, такие, как воскрешение мёртвых и исцеления, больше не совершаются. Люди перестали верить в них. Даже если у вас на глазах воскреснет мёртвый, вы скажете, что он просто был в коме. А если вдруг увидите огненный столб, то, скорее, припишите это инопланетянам, нежели Господнему чуду».

Так что и мы не будем «докапываться» до истины, тем более что истина всегда относительна.

Итак, благодаря божественной помощи и собственной отваге, израильтяне выиграли сражение. Пять царей спрятались в одной из пещер (вполне вероятно, что это была пещера в древнем городе Мареша). Но израильтяне обнаружили их. Навин приказал убить царей, а тела повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис. По нашим меркам, это небольшие поселения (для сравнения: старый Иерусалим занимал площадь 1 квадратный километр). И всё же тогда это были значимые ханаанские города. Все жители вышеупомянутых городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и над ним, истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

Что ж поделать. Нам, современным людям, конечно, не понять такой жестокости. В те времена место под солнцем всегда завоёвывалось огнём и мечом. И Иисус Навин не был исключением. Хотя, наверно, вырезать всё местное население от мала до велика, кажется сверхжестокостью, чего не делали ни финикийцы, ни филистимляне. Кстати, то же самое сделал Иисус Навин и с жителями несчастного Иерихона. По всей видимости, посчитав, что имеет право полностью очистить Землю Обетованную от идолопоклонников, потому что по слову Господа эта земля должна по праву принадлежать только избранному народу.

«И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря... И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря семени твоему дам её». (Втор. 34:1,2,4).

Интересно, но в данном тексте (в словах Божьих) нет ни слова о поголовном истреблении коренных жителей этих мест. Но человек, на то и человек — любит истолковывать слова по своему разумению. Достаточно вспомнить, сколько было, есть и будет толкователей священных книг (не только христианских) и к чему их толкования приводят.

Но вернёмся к нашему путешествию и на некоторое время оставим Иисуса Навина. Чем ещё интересна Аялонская долина, помимо кровавых событий, которые там произошли?

На склоне холма рядом с долиной примостился монастырь Латрун

В Латруне живут монахи-трапписты, давшие обет молчания. В монастырь мы зашли, но монахов не встретили, поэтому не могу с полной достоверностью сказать, что они действительно молчуны. Как выяснилось, монахи стараются не появляться на людях. Основное их занятие — работа на виноградниках, сбор оливок. В монастыре производят своё вино и масло. Вино, кстати, очень хорошего качества.

Любопытный факт: в библейские времена на месте этого монастыря стояла деревушка, из которой, по преданию, были родом разбойники, распятые вместе с Христом.

Если двигаться на юг от Аялонской долины, то недалеко от города Бейт-Шемеш есть ещё один знаменитый монастырь — Бейт Джамаль. В переводе с арабского — «Дом Красоты» ↓


На самом деле в Бейт Джамале два отдельных монастыря — один мужской, основанный салезианскими монахами, другой женский, а также небольшая церковь св. первомученика Стефана.

Мужской монастырь ↓

По христианской традиции принято считать, что в этом месте были похоронены Рабан Гамлиэль (учитель апостола Павла, он же — глава Синидреона), св. первомученик Стефан и Никодим (один из тех, кто снимал с Креста тело Иисуса).

В 1873 г. их останки были перенесены для повторного погребения на горе Сион.

На территории мужского монастыря расположена церковь св. Стефана, первого из христиан, принявшего мученическую смерть ↓

Церковь маленькая, но внутри пышно оформлена: там очень красивые фрески и мозаика.

И очень милый старичок — смотритель церкви. Он рассказывал весьма интересные вещи ↓

Ниже фотография из старых архивов (1820—1900 гг).

Такими были монахи, вернувшиеся на Святую Землю ↓

В этот период активно стали возрождаться монастыри на палестинской земле.

Любопытно наблюдать за историей городов в фотографиях. Как менялся город, как менялись люди. К моему счастью я отыскала раритетные фотографии старинной Палестины 1820—1900 годов. Тогда государства Израиль ещё не существовало, не существовало и Иордании. Вся территория называлась просто Палестиной, где проживали отдельные арабские племена, контроль за которыми переходил то к Египту, то к Сирии, то к Турции... В 1920 году Великобритания получила мандат (утверждён Лигой Наций в июле 1922 года) на управление этой территорией, и только в 1947 году резолюцией была поделена на три государства: Иорданию, Израиль и Палестину. Государство Палестина официально до сих пор не создана (находится в статусе Палестинской автономии), хотя до 100 стран — членов ООН, заявили о его признании. Однако входит в Лигу Арабских Государств.

*Почему эту территорию называли именно Палестиной? Это название закрепилось ещё с 135 года. Римский император Адриан подавил в 135 году н. э. восстание евреев против Рима, изменил название Иерусалима на «Элия Капитолина» и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть «Palaestina». Адриан хотел стереть память об Иудейском царстве. После римлян пришли арабские завоеватели и с 638 года страна стала называться «Фаластын», арабская транскрипция слова «Палестина».

Итак, о старых фотографиях. Первые фотографии Палестины были сделаны английской группой, посланной правительством Британии специально для изучения Ближнего Востока.

Эта серия фотографий изначально была черно-белой, но в последствии её искусно отретушировали и сделали цветной. Спасибо специалистам! Некоторые, правда, так и остались в неприкосновенном чёрно-белом цвете. Фотографии очень интересны тем, что в них прослеживается жизнь полукочевого народа, в основном арабского. Тогда в Палестине было всего 3% евреев от общего населения 450 000 чел. Арабы не стремились к прогрессу. Их устраивала та Палестина, в которой они жили сто-двести-триста лет назад. Возводить города, реставрировать памятники старины для них не имело никакого смысла. Они жили своей обособленной жизнью, почти не меняя ничего на протяжении столетий. Так что облик палестинских городов на этих фотографиях можно назвать глубокой стариной.

Вот как выглядела Палестина в начале XIX века ↓
(*старинные фотографии взяты отсюда)





По ходу повествования я буду вставлять старые фотографии, чтобы вы смогли оценить, как изменились города Палестины.

Продолжая путешествие по Иудейской низменности, мы снова окунёмся во времена становления Древнего Израиля.

Есть ещё одно интересное место, не менее знаменитое, чем Аялонская долина.

Бейт-Шемеш

Упоминания о поселении с таким названием встречается ещё в Ветхом Завете. Именно в Бейт-Шемеше делали остановку филистимляне, когда возвращали израильтянам Ковчег Завета. Как известно из Библии, филистимляне захватили Ковчег в одной из битв, поставили его в храме Дагона, но через некоторое время на них посыпались страшные болезни, их тела стали покрываться язвами. От греха подальше, они решили вернуть Ковчег израильтянам. И как раз их путь лежал через Иудейскую низменность.

Вдалеке виден современный Бейт-Шемеш. А развалины — старое городище.

А ещё это место связано со знаменитой историей Самсона и Далилы.

Думаю, здесь нужно дополнить рассказ коротким отступлением в историю для тех, кто не в курсе кто такие филистимляне.

Когда израильтяне стали оседлым народом, обосновавшись в Земле Обетованной, начали заниматься земледелием и как-то мирно сосуществовать с соседями, появился сильный враг — филистимляне. Они пришли из-за моря и стали вытеснять местных жителей. Сначала они захватили часть морского побережья, немного потеснив финикийцев, затем стали продвигаться вглубь страны. В атаку они мчались на боевых колесницах, которых не было у израильтян, сражались «люди моря» железным оружием, секрет изготовления которого был неведом евреям. К тому же израильские племена были в этот период разобщены и сопротивлялись поодиночке. Поэтому филистимляне легко покорили соседей-израильтян и заставили их платить дань.

Но рождались у израильтян отважные богатыри, которые пытались противостоять захватчикам.

Говорят, что где-то недалеко от Бейт-Шемеш, а, может быть и в самом городе, в эпоху Судей (XIII—X век до н. э., охватывает период от смерти Иисуса Навина до царствования царя Саула) жил знаменитый богатырь Самсон.

Ангел, явившийся его родителям, предрёк, что Самсон спасет иудеев от нападавших на них уже несколько десятилетий филистимлян. Взамен на божественное чудо Самсон должен был до конца жизни служить Богу, не употреблять спиртное и никогда не остригать себе волосы. Говорили, что однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боев с филистимлянами он убил около тысячи врагов. Вокруг Самсона ходили легенды, филистимляне пытались разгадать секрет его силы. Однажды Самсон пришел в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу. Её считали самой изощрённой блудницей. Самсон влюбился в неё без памяти. Хитрая Далила, напоив богатыря вином, выведала у него, что его сила кроется в длинных, густых волосах и если остричь их, он станет беспомощен и слаб. Во время сна блудница остригла Самсону все семь кос и выдала богатыря филистимлянам.

Далила отрезает волосы Самсону (картина Рубенса)↓

Филистимляне заковали обессилевшего Самсона в цепи, выкололи ему глаза и посадили в темницу. Многие месяцы Самсон трудился на тяжёлых работах: возил воду как водовоз, таскал камни. Филистимляне придумывали для него всё новые и новые наказания. Однако они не учли то, что если волосы у Самсона вновь отрастут, то к богатырю вновь вернётся его сила.

Однажды в Газе, где филистимляне держали закованного в цепи Самсона, устраивали праздник в честь какого-то языческого божка. Самые знатные филистимляне собрались на пир, куда решили привести и Самсона, чтобы лишний раз посмеяться над ним. Богатырь встал возле колонн, на которых держалась крыша здания. Одним движением он своротил опору, и храм рухнул. Говорили, что тогда погибло несколько тысяч человек. Погиб под руинами и Самсон. Вот такая печальная история.

Иудейская низменность хранит много древних историй и тайн, даже воздух здесь кажется каким-то особенным. Наверно такое ощущение складывается ещё и потому, что ландшафт низменности остался практически не затронут цивилизацией. Здесь не выстроили гигантских мегаполисов, высотных домов. Здесь, как сотни и тысячи лет назад, возле гор примостились небольшие поселения, деревни, монастыри. Они вписываются так гармонично, что практически незаметны на общем фоне пространства.




Теперь перенесёмся из эпохи Судей, когда жил Самсон, во времена первого царя Саула. Именно это время можно считать поворотным в истории Израиля. Израильские племена, наконец, поняли, что разобщённо жить нельзя, надо объединяться, чтобы противостоять внешним врагам, особенно филистимлянам. Они выбрали себе первого царя. Им стал Саул из колена Вениамина.

В Иудейской низменности есть примечательная долина Ха-Эла.

«Эла» в переводе — фисташковые деревья. В этой долине произошла знаменитая битва Давида и филистимлянина Голиафа. Об этом рассказывается в 1 Книге Царств.

Если взобраться на гору Азек, то долина Ха-Эла открывается как на ладони.

Подъём на гору Азек ↓

Вот мы на верхней площадке горы Азек. Царь Саул следил за ходом битвы с этой горы. Стоял среди высоких фисташковых деревьев... ↓

Присмотритесь к фото. Там, где сейчас дорога, стояло войско филистимлян, а у подножья нашей горы — войско израильтян во главе с царём Саулом.

Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф и крикнул евреям: «Зачем нам всем сражаться? Пусть кто-нибудь из вас сразиться со мной, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я убью его, то вы будете нашими рабами». Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из израильтян не решался выступить против великана.

В это время в стан израильтян пришёл юноша Давид (тогда был пастухом, пас овец своего отца) и принёс еду своим братьям. Услышав слова филистимлянина, он рискнул сразиться с Голиафом.

«И протянул Давид свою руку к суме и взял оттуда камень и метнул его, и поразил он филистимлянин в лоб, и вонзился камень ему в лоб, и пал он ниц на землю».

Давид и Голиаф (кртина Джеймса Тиссо)↓

Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсёк ему голову. Как рассказывается в «Книге Царств», филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а «израильтяне гнали их до самых городов их и многих убили». Это была первая победа израильтян над непобедимым «народом моря».

Галилея

Мы ещё вернёмся к временам первых Израильских царей (Соломону и Давиду), когда двинемся на самый юг Израиля, а потом в Иорданию. Пока же наш путь лежит на север, в Галилею — колыбель христианства.

И начать это путешествие стоит, конечно, с города, где проживало Святое семейство — с Назарета.

В древности — это был крошечный городок, ничем не примечательный и пользующийся дурной репутацией.

Когда уважаемому иудею сказали, что там проживает Мессия, о котором предсказывал ещё Моисей, он не поверил, ответив: «Разве что-то путное может выйти из Назарета?». Об этом сказано в Евангелие от Иоанна (1:46). Звали этого почтенного иудея Нафанаил. Впоследствии он стал одним из 12 апостолов.

(*Нафанаил проповедовал Евангелие сперва в Малоазийских областях вместе с ап. Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и великой Армении, где и скончался мученически, именно, по одним — распят на кресте, а по другим — с него живого снята кожа.)

Сегодня это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа.



А так выглядел Назарет в 1820 году. Вид на город с восточной сторон (из архивов 1820—1900)↓

Так уж сложилось, что на сегодняшний момент население Назарета практически 100% арабское. Иудеев там просто нет. Есть русские.

В Назарете находится грот Благовещения, над которым построен крупнейший на Ближнем Востоке католический Храм Благовещения (1969) ↓

Орден францисканцев является владельцем этого Храма.

Святой Франциск Ассизский, основатель Ордена, был единственным из людей, носившим на своём теле «язвы» Господни.

«Господи, дай мне узнать, как Ты любил и страдал! — молился Франциск. — Я сораспялся Христу, и уже не живу, но живёт во мне Христос». И тот час же внутри ладоней, на ступнях и правом богу у него появились кровоточащие язвы. Так же небольшие язвы образовались на лбу как бы от тернового венца.

Орден францисканцев получил особый статус на Святой Земле: «Стражей Святой Земли» — «Custodia Terra Sancta».
Необыкновенной красоты резные ворота ведут в Храм Благовещения

Внутри храма — Грот. Место, где проживало Святое Семейство. Оно так и называется Грот Святого Семейства.

Перед входом в Грот находится алтарь. Под алтарём выгравирована надпись: «Здесь Слово стало плотию» ↓

Прежде, на том месте, где сейчас построена церковь, велись археологические раскопки. Археологи раскопали старый город, датировали его временем, когда жил Иисус ↓

Конечно, невозможно достоверно определить местонахождение дома, где проживало Святое семейство. «Где-то здесь», — так говорят историки и археологи. Поэтому верующие условно стали считать именно это место святым и построили над гротом церковь Благовещения.

Можно тысячу раз высказать претензии евангелистам, не указавшим точно места, где происходили те или иные события. Но святые апостолы, вероятно, даже не предполагали, что это кому-то понадобиться, что люди начнут со скрупулёзностью выискивать дом, где жил Иисус, колодец из которого брала воду Дева Мария, гору, где погиб мученической смертью их Учитель, чтобы возвести на тех местах храмы. Они просто не думали ни о каких храмах, они несли Благую весть, несли учение Христа. Для них было достаточно знать, что Иисус родился в Вифлееме, Святое семейство жило в Назарете, а умер Мессия мученической смертью в Иерусалиме.

Когда христианство стало одной из главных религий мира, люди с маниакальным упорством начали искать сакральные места, огнём и мечом отбивать их друг у друга. Сколько пролилось крови из-за одного Гроба Господня! Если бы об этом знал Иисус, проповедовавший любовь друг к другу…

Что в сухом остатке? К XIX веку оказалось, что, например, Голгофы две: одна в Храме Гроба Господня, а вторая в Саду Гордона.

Кстати, исследуя пещеры на юге Израиля, я обнаружила ещё одно место, вернее гору (вы увидите эту фотографию), похожую на череп (Голгофа — это греческое произношение арамейского слова «гулгута», буквально — череп. Название Голгофы дано священному месту, вероятно, по сходству означенной местности с формою черепа, или потому, что здесь были черепа казненных преступников). Я, разумеется, никоим образом не претендую на «открытие» третьей Голгофы, просто хочу сказать: может быть, не стоило так настойчиво выискивать из кучи одинаковых яблок одно, вроде бы отличное от других. Достаточно просто признать: мы не знаем точно, где это место, но построим Храм в память о мученической смерти Христа на Святой земле и будем молиться о своём спасении. Но это моё личное мнение. И, подходя к Гробу Господнему в Иерусалиме, я совершенно не задумываюсь, та ли эта Голгофа. Просто в храме думается совсем о другом — о душе.

Но вернёмся в Назарет, к Храму Благовещения.

Надо отдать должное архитектору Джованни Муцио. Перед ним стояли две задачи: выделить в самостоятельную единицу главную святыню места — Грот Святого Семейства и построить базилику для проведения служб. Получился двухуровневый Храм. Первый уровень выдержан в строгом классическом стиле.

Поднимаемся на второй уровень в Базилику, где проходят богослужения ↓

Это вид перед алтарём. За заборчиком, если посмотреть вниз, можно увидеть первый уровень — Грот ↓

Самое, на мой взгляд, интересное в базилике — это мозаика на стенах. Не совсем обычная мозаика. Я бы даже назвала это мозаичный «авангардизм». На полотнах — образы Девы Марии, причём разные по стилю исполнения. Как выяснилось, каждая страна, внёсшая денежные средства на строительство храма, имела возможность сделать мозаику, изобразив на ней Деву Марию так, как ощущает этот образ конкретно жители данной страны.

Вот некоторые полотна. Попробуйте угадать, какой из стран принадлежит каждая ↓

Когда я подошла к средней мозаике, то подумала, что этот шедевр рук французов, уж больно на ренуаровский стиль смахивает. Но оказалось, что ошиблась. С удивлением узнала, что это… Мексика.

А это внутренний двор Храма Благовещения ↓

Вид с верхней площадки Храма на город ↓

В Назарете есть ещё одно место, где стоит побывать православным людям. Это церковь Архангела Гавриила при Источнике Девы Марии.

Архангел Гавриил принёс благую весть Деве Марии о рождении сына-Мессии. Первая «встреча» Марии с Архангелом произошла именно у колодца в её родном городе Назарете. Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она, испугавшись, вернулась домой. Затем Ангел явился ей ещё раз.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк.1:28-33)

Церковь Архангела Гавриила при Источнике Девы Марии — маленькая, непримечательная церковь в сравнении с помпезным Храмом Благовещения. Она была построена в 1750 г. на развалинах древнейшей церкви.

Вот она, сиротливо «зажатая» между домами ↓

Но место особенное. Внутри церкви — древний источник, сохранившийся с Библейских времён. В данном случае можно сказать с полной уверенностью, что сюда ходила Дева Мария за водой. В то время в Назарете был всего один колодец.

Источник в глубине, где молятся монашки. Туда может подойти каждый и помолиться ↓

Церковь внутри небольшая, но, может быть, это и хорошо. В ней не чувствуешь себя чужим, одним из тысячи.

В 1881—1882 годах великий русский художник Василий Поленов предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине. Ещё в юношеские годы под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и написать картину о самом начале пути Христа. Он замыслил работу «Христос и грешница». Помните тот момент, когда блудницу вывели на площадь и хотели забить камнями? Иисус сказал: «Пусть первый кинет в неё камень тот, кто без греха». Прежде чем начать работу, Поленову нужно было ощутить дух Святой Земли, побывать в местах, где проповедовал Иисус. Результатом этой поездки стали несколько картин Поленова. В том числе картина «Источник Девы Марии в Назарете».

По представлениям художника, так в библейские времена выглядел источник, из которого брала воду Дева Мария ↓

Я полагаю, он был близок к истине. Вот фотография из старинных архивов 1820—1900 годов

Вернёмся в современность и вставим такую ремарку, не совсем вписывающуюся в предыдущий рассказ, но вполне соответствующий духу нашего времени.

Напротив церкви Архангела Гавриила находится штаб-квартира коммунистической партии, и свои митинги коммунисты часто проводят на площади возле храма.

Покидаем Назарет и отправимся дальше на северо-восток.

Чтобы из Назарета добраться до Галилейского моря (Озера Кинерет, Тивериадское море) нужно достаточно долго проехать по пустынным местам

Но это только кажется, что места пустынные. Там живут люди, но в небольших поселениях, кибуцах, и в основном арабы, которые не стали уходить из этих мест, когда эту землю отдали Израилю.

Отправляемся дальше на север. Вдалеке виднеются Голанские высоты.

Сейчас Голанские высоты контролируется Израилем, а до 1967 года входили в состав Сирии.

Голанские высоты были взяты Израилем после Шестидневной войны. В 1981 году израильское правительство приняло «Закон о Голанских высотах», где в одностороннем порядке был провозглашен суверенитет Израиля над этой территорией. Советом Безопасности ООН аннексия была признана недействительной. Так что на данный момент, как Израиль, так и Сирия считают Голанские высоты частью своей территории.

Для обоих воюющих государств это место является стратегически важным. С высоты Голан можно просматривать территорию и, если необходимо, вести артиллерийский обстрел.

С точки зрения историков и археологов, Голанские высоты — кладезь старины, там сохранилось много руин периода Ирода Великого, удивительный мегалит (Колесо духов) раннего бронзового века. Одно время на Голанах израильтяне проводили раскопки. Любопытно было бы побродить по этим местам, но мне не советовали. Там ещё остались минные поля…

Как рассказали местные жители, минировали их сирийцы в ходе войны, сейчас большая часть из них ограждена и размечена предупредительными знаками, но они не нейтрализованы. К тому же в 2011 году подразделения ЦАХАЛ начали установку новых минных полей на Голанских высотах. Это решение израильтяне приняли после того, как палестинцы, явившиеся со стороны Сирии, сумели прорвать пограничный забор и проникнуть на территорию Израиля.

Вообще-то территория Израиля за последние 50 лет достаточно сильно разрослась и это многим не нравится. У каждой из сторон (палестинцев, сирийцев, иорданцев, израильтян) своя правда.

Город Иерусалим тоже находится в «странном» положении. Согласно резолюции ООН от 1947 года, город получил статус международного, потому что является священным местом для трёх религий — иудаизма, христианства и ислама.

В 1967 году израильтяне взяли под контроль всю территорию Иерусалима, объявив его своей столицей. Палестинцы также выдвинули свои претензии на него. Статус Иерусалима как столицы Израиля не признан значительной частью международного сообщества. Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива. До сих пор на эту тему ведутся горячие споры в мировом сообществе.

А мы продолжаем наше путешествие.

Вот оно, знаменитое Галилейское море (озеро Кинерет, оно же Тивериадское озеро).

Форма озера напоминает скрипку — на иврите «кинор», от этого слова и произошло название озера — Кинерет.

Это самое низкое пресноводное озеро на Земле — 213 м ниже уровня моря. Максимальная глубина — 45 м, площадь — в среднем 165 квадратных километров;. Как и Мёртвое море, Озеро — Кинерет результат разлома Сирийско-Африканского плато. С севера в озеро впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе река Иордан, которая затем вытекает с южной стороны озера.

Для Израиля озеро Кинерет является основным источником воды. Третья часть всей пресной воды для нужд страны берётся отсюда. В 1994 году был подписан мирный договор с королевством Иордания, согласно которому Израиль обязуется поставлять 50 миллионов кубических метров воды в год. Большая часть этого количества забирается прямо из озера. За последние годы уровень воды в озере снизился. Вслед за Кинeретoм мелеет и Мёртвое море, питающееся исключительно водами Иордана.

Для христианских паломников места вокруг озера Кинерет являются очень значимыми. Здесь Иисус читал свои проповеди, исцелял людей, ходил по воде. Приумножение рыб и хлебов тоже происходило на берегах этого озера.

Ниже фотографии из старинных архивов.

Рыбная ловля на озере Кинерет ↓

Небольшая деревня Магдал на берегу озера ↓

Раньше, две тысячи лет, западный берег был густонаселён. В основном рыбаками, потому что рыбы в озере Кинерет было великое множество. Именно на западном берегу, Иисус собрал своих учеников, многие из них были рыбаками.

Там же располагался городок под названием Кфар Нахум (в переводе с иврита — «городок Наума»). Этот рыбацкий городок находился на пути из Кейсарии в Дамаск и был достаточно оживлённым. Там проживали будущие апостолы: Пётр, Андрей, Иоанн и Иаков. Туда же пришёл из Назарета Иисус. Он проповедовал в местной синагоге и совершил в этом городе много чудес.

Теперь это место носит название Капернаум.

В Капернауме в 1930-х годах была построена Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов ↓

Так выглядел Капернаум 150 лет назад (из архива старых фотографий). Вернее, на этом месте были только развалины ↓

Теперь территория Капернаума — настоящий парк. Тихий, ухоженный и необыкновенно красивый.


Вдалеке Гора Блаженств — место, где Иисус читал Нагорную проповедь ↓

Иисус читает Нагорную проповедь (художник Карл Блох)↓

Этим деревьям более ста лет. Так говорят ↓

Кстати, любопытный факт. Говорят, что название города Капернаум было использовано Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова снимала квартиру у портного Капернаумова.

Нельзя пройти стороной и Церковь Приумножения Хлебов и Рыб в Табхе.

«И взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех" (Марк 6 : 41)

Алтарём церкви служит камень, на котором Иисус Христос раскладывал пять ломтей хлеба и две рыбины, чтобы накормить 5 тысяч человек ↓

В Галилейском море (озере Кинерет) обитает 22 разновидности рыб и среди них тиляпия (Tilapia) (она же мушт), более известная под название рыба св. Петра.

Ещё эту рыбу называют «рыба-мама», потому что она вынашивает своих мальков во рту. Как только самец подплывает к мамочке с едой во рту, та в свою очередь открывает свой рот и мальки выходят для принятия пищи. Закончив трапезу, возвращаются в рот к маме.

Особенность этой рыбы ещё и в том, что она, как сорока хватает всё, что блестит. Рыбаки часто находят в её животе блестящие предметы и даже монеты.

В новом Завете рассказывается, что Пётр (будущий апостол) поймал в Капернауме рыбу мушт и во рту у неё была монета для оплаты налога за Иисуса.

Ещё эту рыбку называют «морской цыплёнок» или «речная курица», потому что она очень питательная и по вкусу напоминает куриное мясо. Но это так говорят. Мы попробовали рыбу св. Петра и вкус курицы не почувствовали. Но спорить не буду, она действительно вкусная!

Рыба св. Петра ↓

Дальше наш путь лежит в Тверию. Ничего общего с нашим российским городом Тверь израильская Тверия не имеет. Это так, для справки. Потому что все мы очень любим искать синонимы там, где искать их в принципе нет смысла.

Один очень популярный в определённых кругах человек, занимающейся новой хронологией (наверно, догадываетесь о ком я говорю), выискал синоним имени Батый от слова «батька» и всё свёл к тому, что никакого татаро-монгольского нашествия не было, все были свои, родные…

Но не будем отвлекаться. Итак, Тверия. Своё название город получил от имени римского императора Тиберия.

Тверия

По словам Иосифа Флавия, Тивериада (Тверия) построена в 17 году н. э. Иродом Антипой и названа в честь императора Тиберия.

(*Ирод Антипа (сын Ирода Великого) был правителем Галилеи с 4 г. по 39 г. н. э.)

Израильского царства к тому времени уже не существовало. После завоевания Израиля Навуходоносором земля переходила из рук в руки. В 4 году н. э. римляне установили своё непосредственное владычество в стране, провозгласив её римской провинцией — Провинция Иудея

Когда Ирод Антипа строил Тверию, ему пришлось снести древние еврейские гробницы. Это привело к тому, что евреи отказывались жить там, считая город нечистым. При Ироде Тверия считалась языческим городом.

Но в 70 г н.э. после разрушения Иерусалима и Второго Храма (Первая Иудейская война) сюда переехал Синедрион, и Тверия стала центром изучения Торы. Здесь был написан первый из двух Талмудов — Иерусалимский. Город стал столицей Галилеи и одним из 4 святых городов Израиля, наряду с Хевроном, Иерусалимом и Цфатом.

Тверия сегодня ↓

Такой была Тверия сто пятьдесят лет назад (из архивов старых фотографий) ↓


Город Тверия ещё печально знаменит и тем, что именно там был умерщвлён Иоанн Креститель. Пируя в своём дворце, Ирод Антипа, восхищенный танцем Саломеи, пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила.

По совету своей матери Иродиады, Саломия попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. У Иродиады были причины ненавидеть Иоанна Крестителя. В своё время Ирод отнял законную жену Иродиаду у своего брата и сам женился на ней.

Иродиада была не против нового брака, потому что уже давно имела связь с Иродом. Иоанн Креститель обличал их в неправедном поведении, в грубом нарушении обычаев. Как рассказывает Евангелие Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне. Ирод Антипа поначалу не решался казнить его по причине популярности проповедника. Но обещание надо было выполнять.

В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей».

Картина художника Хуана Фландеса «Месть Иродиады» ↓

Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).

Дворец Ирода Антипы располагался на высокой горе (на фотографии). От него сейчас, разумеется, ничего не осталось ↓

Зато остались термальные источники, в которых любила купаться Иродиада и Соломея. Когда проезжаешь мимо источников, в воздухе стоит едкий запах серы.

По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её во дворце, откуда она была украдена после смерти царицы.

Сразу возникает вопрос: зачем Иродиаде понадобилась голова Иоанна? Зачем голову нужно было хранить во дворце? Ответ, полагаю, очень прост. Как я уже рассказывала, для евреев целостность мёртвого тела имела особый смысл. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых. Соответственно, все кости должны быть целы, чтобы «восставший» вдруг не оказался без руки или ноги, а тем более без головы. Фактически таким способом Иродиада мстила Иоанну (даже после его смерти) за его обличительные речи. Обезглавливание считалось самым страшным убийством по иудейским законам. А Иоанн был почтенным иудеем (тогда ещё христианства и в помине не было!)

Два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира.

Для тех кто не знает, что такое десница, поясняю: это нетленная правая рука святого Иоанна Крестителя, которую он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения.

Ходит множество преданий о судьбе мощей Крестителя. Реликвии эти рассеяны по миру: известно о существовании 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя.

В отношении голов дело обстоит не менее запутано. Исламская традиция считает местом хранения головы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Кроме того, упоминается о голове в Амьене (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении её в одном из монастырей Армении.

В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя.

Честно признаюсь: я не сторонник поклонения мощам, потому что считаю это вандализмом. Тело должно быть предано земле, а память о великих пророках должно быть в сердце верующего. В моём воображении всегда возникает нелицеприятная картина, глядя на выставленные мощи. Так и вижу алчных людей, растаскивающих, как коршуны, мёртвое тело по частям, чтобы потом выставить отобранный «трофей» на всеобщее обозрение. И всё для того, чтобы повысить значимость храма и, полагаю, получить соответственные от этого выгоды.

Фотографии мощей «Иоанна Крестителя»

Глава Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим) ↓

Голова св. Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене, Франция ↓

Десница Иоанна Крестителя. Цетинский монастырь в Черногории ↓

Не знаю как вам, а мне кажется это жутковатым зрелищем.

Я искренне надеюсь, что настоящее тело Иоанна Крестителя мирно покоится в земле.

Мы лучше поговорим о его деяниях и отправимся в Ярденит — традиционное место, где Иоанн крестил Иисуса.

Ярденит

Ярденит находится к югу от Тверии, в том месте где река Иордан вытекает из озера Кинерет.

Ярденит происходит от уменьшительного Иордан.

Вопрос, в каком именно месте на реке Иордан Иоанн крестил Иисуса, до сих пор вызывает много споров среди теологов и историков.

В Евангелии рассказывается, что к Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус с целью принять крещение. На иврите Вифавара произносится как «Бейт-Авара», точное место его не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона.

Тогда почему же паломников везут не к этому месту близ Иерихона, а выше по течению Иордана, в современный Ярденит?

Ответ прост. Граница между Иорданией и Израилем проходит посредине реки Иордан. И только в том месте, где река вытекает из озера Кинерет, оба берега принадлежат Израилю. Поэтому в 1981 году по решению правительства был выстроен комплекс Ярденит для паломников в целях безопасности.

Кстати, если вы собираетесь посетить место крещения Христа, находясь в Иордании, вам с удовольствием окажут эту услугу. Там для паломников есть своё место Крещения на реке Иордан. Но полагаю, все эти тонкости с местоположением (плюс-минус пару километров верх или вниз по течению) не столь важны сегодня.

Вход в комплекс Ярденит ↓

Тот, кто думает, что река Иордан похожа на наши широкие полноводные реки, глубоко ошибается.

Вот так настоящие паломники принимают святое крещение ↓

Гражданин, который крестит товарищей, очень серьёзно отнёсся к своей миссии.

Я тоже решила приобщиться к паломникам, но, конечно, без фанатизма

А эта фотография из старых архивов. Место нынешнего Ярденита ↓

Мегиддо

На севере Израиля в долине Изреель находится ещё одно место, о котором стоило бы упомянуть. Это гора Мегиддо.

Конечно, гора — громко сказано. Это скорее холм. На нём в древние времена располагался город Хар Мегиддо, что в переводе означает — гора Мегиддо.

Вот этот холм. Слева, с плоской верхушкой ↓

Если подняться наверх, то можно увидеть руины старинных построек. Теперь это место является археологическим музеем ↓


Название Мегиддо, будучи искажено, превратилось в Армагеддон.

Согласно книге Откровения Иоанна Богослова здесь случится последняя битва Добра со Злом, когда Мессия явится на Землю и победит Антихриста (Зверя), который будет заточен на «тысячу лет» (Откр.20:2—3). В этой битве будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр.16:14—16).

Битва произойдёт, разумеется, не на самой горе, а возле неё, в долине Изреель. Там, где на фотографии спокойно пашет землю трактор.

Очень много важнейших сражений в библейские времена происходили близ Мегиддо в долине Изреель. Её так и называли — Поле великих сражений.

Долина Изреель ↓

Царь Саул и его сын Ионафан погибли на расположенной рядом горе Гелвуй, где филистимляне разгромили израильское войско (1Цар.31:1—7).

Сейчас местные жители здесь спокойно пашут землю и выращивают богатые урожаи, совсем не думая об Армагеддоне.

А прежде до 1920 года Изреельская долина была настоящим болотом и изобиловала малярийными комарами. Малочисленное население в основном состояло из бедуинов-кочевников.

В 1920—1923 гг. с разрешения британцев в Палестину прибыло 40 тысяч евреев в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству. Они планировали сделать из Палестины Землю Обетованную, как в древние времена. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены, и земля стала пригодной для сельского хозяйства. Причём осушение болот проходило достаточно тяжело. Изначально на заболоченных местах стали сажать эвкалипты, думая, что они осушат территорию, но эта технология не сработала и пришлось осушать вручную.

Первые еврейские переселенцы «получили» Палестину практически малопригодную для сельского хозяйства. Арабы, проживающие в городах, имели небольшие огороды и сады, жили кланами и не нуждались в больших пахотных землях. Бедуины тем более. Они пасли скот и кочевали, как десятки и сотни лет назад, совершенно не занимаясь землёй. Вокруг Иерусалима и других городов была выжженная песчаная земля, а низины — заболочены. Именно такие земли выделили для переселенцев.

Из архива старых фотографий.

Такой была Палестина в начале 90-х XX века. ↓

Вифания ↓

Привал бедуинов ↓

Иерусалим. У Дамасских ворот ↓

Деревня Шилоах ↓

Иерусалим ↓

Город Лод (в 20 км от Иерусалима) ↓

Переселенцы проделали колоссальные усилия, чтобы пустынные земли превратить в пахотные. Они наладили связи с Египтом и завозили плодородный ил с берегов Нила.

Интересно, что до сих пор в Израиле строго запрещено собирать полевые цветы. Там не встретишь бабушек, торгующих на трассах и рынках ландышами или фиалками. Или ребёнка с милым веночком из ромашек на голове. Этот запрет ввели из-за… пчёл. Пчеловодство ходило в систему развития экономики.

Итак, в 20-х годах XX столетия в Палестину (напомню, что тогда ещё не было такой страны — Израиль) стали активно пребывать еврейские иммигранты. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население за какие-то четыре года выросло до 90 тысяч и в 1923 году составляло 11% от общего населения Палестины (до этого оно составляло всего 3%). Собственно, евреи чётко следовали завету Бога: «Плодитесь и размножайтесь». Этот принцип работает и сейчас и активно поддерживается правительством. В 1924—1929 гг. во время так называемой четвёртой волны иммиграции, в Палестину приехали уже 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.

В 1930-х годах в Германии широко развернула свою деятельность нацистская партия. Это привело к пятой волне иммиграции. 250 тысяч евреев спасались от Гитлера на своей исторической земле.

Наплыв иммиграции не мог не вызвать недовольство у арабского населения. Евреев становилось уже слишком много. К тому же переселенцы налаживали свою жизнь по-европейски, они не вливались в среду, а изменяли её, и это не нравилось коренным жителям. Богатые евреи скупали земли Палестины, таким образом выживая коренное арабское население.

Ещё один инцидент подлил масла в огонь противостоянию евреев и арабов.

16 октября 1935 года в порту Яффо в грузе бочек с цементом была обнаружена крупная контрабандная партия оружия — 800 винтовок и 400 000 патронов. Груз цемента предназначался еврейскому бизнесмену. Среди арабского населения распространились слухи о том, что это оружие предназначено для «резни» или по крайне мере войны с арабами. Этот инцидент вызвал возмущение среди арабского населения.

25 ноября 1935 года 5 арабских политических партий подали верховному комиссару Палестины совместный протест, в котором требовали:

Британцы в ответ предложили создать законодательный совет, в котором британцы бы имели право последнего слова. Это предложение было отвергнуто как арабами, так и евреями. Переговоры окончательно зашли в тупик к апрелю 1936 года, когда арабы начали всеобщую забастовку.

Всё закончилось Арабским восстанием (1936—1939 гг).

Из архива старых фотографий 1936—1939 года




Арабы ставили своей целью предотвратить раздел страны, считая, что она по праву принадлежит им. Согласно Б. Моррису, одному из новых историков, к 1939 году в Палестине проживало около 1 млн. 70 тысяч арабов и около 460 тысяч евреев. То есть уже 33% от арабского населения по сравнению с 11% в 1922 году.

Британские войска развернули активные боевые действия по подавлению восстания, в первые же дни около 120 арабов были казнены (из них около 40 через повешение).

Великобритания была крайне заинтересована в спокойствии на Ближнем Востоке. Оно и понятно. По Суэцкому каналу пролегал путь из Великобритании в Индию и другие её азиатские колонии, а также к ближневосточным источникам нефти. Англичанам нужна была поддержка арабского мира, а жёсткое подавление восстания в Палестине сказывалось плохо на их имидже. В результате. Британцы решают пойти на уступки арабским палестинцам — свести почти к нулю еврейскую иммиграцию.

17 мая 1939 года правительством Великобритании была издана Белая Книга. В ней устанавливалась окончательная квота на еврейскую иммиграцию в Палестину: 75 000 человек в ближайшие пять лет. Дальнейшая иммиграция должна была происходить только с согласия арабов. Через десять лет Палестина должна была получить независимость при условии, что арабо-еврейские отношения будут допускать это. Были также введены жесткие ограничения на покупку земли евреями, а в определённых районах она была полностью запрещена.

Чем всё закончилось (меньше, чем через десять лет) — известно. Израиль, Иордания получили свои государства, а Палестина до сих пор делит территорию с Израилем, пребывая в качестве Палестинской автономии.

Но вернёмся к нашему путешествию.

Наконец, мы добрались до главного города Израиля — Иерусалима.

← предыдущая глава | ↑ содержание ↑ | следующая глава →

© Т. И. Семёнова, 2013 г.
Весь текст «Заметок путешественника» является объектом авторского права, использование материалов текста только с согласия автора.

«АС-ТРЕВЕЛ» ООО
Туроператор, РТО 001262 в едином федеральном реестре туроператоров
Работаем в туризме с 1996 г.
Тел.: +7 495 740-29-89
Адрес: Вернадского просп., д. 37 корп. , пом. 253, Москва, 119415, Россия
Мы работаем пн-пт: 10:00—19:00, сб: 11:00—14:00, выходной — вс
E-mail: , cайт: actravel.ru

ООО «АС-ТРЕВЕЛ» © 1996—2024