+7 495 740-29-89
938-92-92
Туроператор АС-тревел, МоскваАС-тревел↑ ↑

Татьяна Семёнова 

Заметки путешественника

Фотопутешествие по библейским местам
Израиль, Палестина, Иордания

предыдущая глава | ↑ содержание ↑ | следующая глава →

Часть 2

Иерусалим

Иерусалим, как на ладони. Вид с Елеонской (Масличной) горы ↓


Начнём, пожалуй, со Старого города. Как и в древние времена, он окружён высокой стеной.

Восточная сторона стены ↓

Присмотритесь к фотографии. На ней видны Золотые ворота.

Крупный план ↓

Это единственные недействующие ворота. Они «запечатаны», заложены камнем. Ворота состоят из двух входов: «Ворота Покаяния» и «Ворота Милосердия». Многие иудеи и христиане отождествляют Золотые ворота с воротами, упомянутыми в пророчествах Иезекиля: «И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены» (Иезекиль 44:2).

Евреи свято верят, что именно через эти ворота Мессия войдет в Иерусалим. И произойдёт это в последний день (вспомните про Армагеддон). Золотые ворота распахнутся, появится воздушный мост, который соединит Масличную гору (что напротив) и Храмовую гору (на которой стоит Старый город), умершие воскреснут и по этому мосту отправятся на Страшный суд.

Согласно христианскому преданию, Иисус въехал на ослике в Иерусалим через Золотые ворота.

В период Византийской империи ворота были открыты, через них вошёл в Иерусалим византийский император Ираклий после победы над персами. Легенда говорит, что император готовился въехать в ворота с триумфом, на боевом коне, но при его приближении ворота закрылись сами собой и голос с неба сказал: «Иисус вошёл в эти ворота скромно, и так же надлежит входить и императору». Тогда Ираклий спешился, снял обувь, и ворота открылись перед ним во всю ширь.

В XII в. крестоносцы открывали эти ворота дважды в год: на Пасху, в память о Входе Иисуса Христа в Иерусалим, и в день памяти об императоре Ираклии.

Когда турки захватили Иерусалим, Сулейман Великолепный, зная о пророчестве иудеев, в 1541 г. приказал наглухо заложить Золотые ворота. Более того, возле ворот были построены мечети, а снаружи султан приказал организовать мусульманское кладбище (его видно на фотографии). Считается, что на этом кладбище похоронены лучшие воины ислама, причём с оружием, чтобы в Судный день, когда мёртвые восстанут, воспрепятствовать Мессии войти в город через Золотые ворота.

Мусульманское кладбище возле Золотых ворот ↓

Но если бы даже у мёртвых не было оружия, иудеям всё равно лучше бы от этого не стало. По иудейской традиции коэн (главный священник) не может ступать даже ногой в такого рода места. Пророк Илия, который должен возвестить приход Мессии, не сможет пройти через кладбище и войти в город через Золотые ворота, поскольку является коэном.

Кстати, существующая сейчас крепостная стена вокруг Иерусалима была построена в 1538 году султаном Сулейманом Великолепным. Протяжённость стены составляет около 4,5 км. Высота — от 5 до 15 метров. Толщина — до 5 метров.

За стеной находится Старый город. Его площадь небольшая — всего один квадратный километр. До 1860 года Иерусалим заключался в пределах Старого города. Позже он неимоверно разросся. Впрочем, это участь любого древнего города.

Из архива старых фотографий. Иерусалим 1900 года ↓

Вид на Иерусалим 1820 г.↓

Иерусалим сейчас (справа видна стена Старого города) ↓

Внутри Старый город поделён на четыре квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский.

Самый большой — мусульманский квартал, там проживает более 22 тысяч человек, самый маленький — армянский.

История библейского Иерусалима начинается с имени царя Давида. Именно он захватил этот город (прежде там жили иевусеи) и сделал его столицей Израиля. Его сын Соломон расширил город, построил новый дворец и Храм, где хранилась бесценная реликвия израильтян — Ковчег Завета.

Царь Давид был похоронен в Иерусалиме на горе Сион (Цион). И первое, куда мы отправились, это к его гробнице. Честно признаюсь, я очень хотела посетить это место, наверно, даже больше, чем другие места, потому что два года своей жизни я посвятила изучению истории его жизни и его деяний. Собственно, вся моя работа вылилась в объёмную книгу «Странник».

Вот такая узкая улочка ведёт к месту, где находится гробница Давида ↓

Вообще, во всём Старом городе вы не найдёте ни одной широкой улицы. Плутая по улочкам, можно легко заблудиться.

Дворик перед зданием, где на первом этаже находится гробница Давида ↓

На втором этаже над гробницей царя Давида расположена Горница Тайной Вечери, а на крыше — минарет мусульманской мечети ↓

Рядом находится действующая синагога имени Давида. В IV веке здесь существовала христианская церковь Святого Давида, которая была разрушена персами. В 1524 году на её месте и возвели мечеть Эль-Дауд, минарет которой вы видите на фотографии.

Во дворике стоит памятник царю Давиду ↓

Этот памятник поставили совсем недавно. Создан он по проекту скульптора А. Дёмина. 7 октября 2008 г. состоялось освящение памятника. С этой целью в Святую Землю прибыла делегация Фонда святителя Николая Чудотворца в составе 140 чел. во главе с Председателем Правления Фонда А.Ю. Быковым, по инициативе которого и был осуществлен этот проект. В состав делегации входили 7 иерархов и более 40 священников Русской Православной Церкви.

Вход в гробницу Давида ↓

Гробница. Служащая накрывает саркофаг ↓
На покрывале вышиты слова из I Книги Царств: «Давид, царь Израиля, жив и существует».

Легенда рассказывает, что за гробницей царя Давида были спрятаны сокровища Первого храма. Завоеватели Иерусалима (персы, крестоносцы, мамлюки) разрушали могилу в поисках сокровищ. Мусульмане дважды перестраивали её в мечеть. Но каждый раз её восстанавливали. Современный облик гробница приобрела в 1948 году, но до сих пор хранит следы многократных изменений — например, фрагмент фундамента мечети.

Так выглядела место гробницы Давида в 1836 году, когда мусульмане перестроили её в мечеть ↓

Возможно, так выглядел трон царя Давида ↓

На втором этаже, над гробницей, расположена Горница Тайной вечери

По преданию именно здесь происходила последняя трапеза Иисуса Христа с учениками и апостолами.

В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновали ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

Тайная вечеря была совершена Христом в четверг вечером, накануне всеобщего празднования ветхозаветной пасхи.

Фреска «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи ↓

Накануне Пасхи Христос послал в Иерусалим двух учеников приготовить горницу — место для совершения пасхальной трапезы. Он сказал, что по дороге они встретят человека, несущего кувшин воды. Апостолы должны последовать за ним до дома, в какой он направляется, и хозяину того дома сказать: «Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими».

Всё случилось так, как говорил Господь. Хозяин дома предоставил апостолам горницу, и они приготовили там пасху.

Эта горница и изображена на фотографии. Во всяком случае, традиционно считается, что именно это место было тем самым домом.

Здесь же произошло и ещё одно событие. Перед вечерей полагалось омыть ноги. Это обычно делал слуга, обходя всех гостей с умывальницей и полотенцем. Но слуг не было. И никто из учеников не желал исполнить этот обряд. Они даже стали спорить о том, кто из них должен почитается больше, а кто меньше.

Видя это, Иисус Сам явил пример бесконечного смирения и любви. Он снял с Себя верхнюю одежду, взял сосуд с водой и стал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем.

Готовясь дать ученикам последние прощальные наставления и совершить великое Таинство, Он скорбел о том, что в эти торжественные минуты среди них находится предатель. «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», — произнёс Спаситель.

Апостол Иоанн, любимый ученик Христа, спросил: «Господи! Кто это?» В ответ последовало: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок хлеба в солило (особый соус из фиников и смокв), Христос подал его Иуде.

Обычно, паломников, приехавшим в Иерусалим ведут по так называемому «Путь скорби», то есть Крестный путь — это дорога от места, где Иисуса приговорили к казни и произвели бичевание, до места погребения и воскресения Спасителя — Храма Гроба Господня. На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходили различные события, останавливавшие шествие. Канонизировано 14 таких остановок — станций. Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Все эти остановки в пределах Старого города.

Я расскажу только о некоторых, иначе наше путешествие может затянуться очень надолго.

Исследовать Старый город самостоятельно достаточно проблематично. Здесь не улицы, а настоящие лабиринты. Неверный поворот — и ты уже плутаешь по соседнему кварталу, а то, глядишь, и на чью-то кухню забредёшь. Всё здесь очень скученно и плотно.

И вообще похоже на один сплошной базар.

Узкие улицы с обеих сторон заставлены палатками, лавками…

А это мостовая, сохранившаяся со времён Римского владычества, то есть со времён, когда жил Иисус Христос ↓

Вот идёшь по этим камням, и даже в голове не укладывается, что по ним ступал сам Спаситель!

Знаменитая улица Кардо ↓

Во времена римского господства это была центральная улица города Элия Капитолина (так римляне переименовали Иерусалим).

Её ширина составляла 22 м, она была выложена мрамором и украшена колоннами. На ней найдены остатки лавок. После римлян на ней продолжали строить византийцы, а в средние века — крестоносцы. Она пересекала город с севера на юг от Дамасских до Сионских ворот.

В годы расцвета это была шумная торговая улица ↓

Древняя мозаика — план города. Прямо посередине — широкая улица Кардо ↓

А теперь Кардо превратилась в узкую базарную улицу:

Да уж, Старый город — это большой рынок. Всё на потребу туристам. Для паломников здесь есть всё, что нужно: иконы, крестики, свечки. Покупай и освящай в главной церкви — Храме Гроба Господня.

Церкви и другие священные места сразу и не найдёшь, они зажаты со всех сторон такими же узкими улицами. Причём никаких традиционно больших площадей возле храмов нет. Странное ощущение… Плутаешь по улочкам и уже вроде бы ориентир потерял и тут неожиданно перед тобой возникает храм, идёшь дальше — вдруг натыкаешься на часовню или христианское подворье.

Вот такие улицы Старого города ↓







Ниже для сравнения фотографии из старых архивов.

Так выглядел Старый город в 1820—1850-х годах ↓











Знаменитое место — Арка Эссе Хомо (Esse homo) на улице Виа Долорес. Современный вид ↓

Та же улица Виа Долорес с Аркой Эссе Хомо из архива старых фотографий.

1820 г. ↓

1900 г. ↓

На фотографии видна северная часть древней арки, построенная Адрианом как триумфальные ворота с тремя порталами. Арка являлась частью восточного входа в римский город Элия Капитолина (Иерусалим). Арка, конечно, перестраивалась и в первозданном виде не дошла до наших дней. Основная часть арки «въехала», если можно так сказать, в часовню католического монастыря сестёр Сиона, находится в алтаре церкви. В этом нет ничего удивительного. Каждая церковь или монастырь строился на священных местах и старался «захватить» хоть частицу священных предметов. Вспомним церковь Благовещения в Назарете. Внутри неё — грот, место, где проживало святое семейство. Внутри Храма Гроба Господня — каменный склеп, куда было положено тело Иисуса после снятия с креста, камень Голгофы и так далее.

Название «Esse homo» переводится как «Се Человек».

Здесь Понтий Пилат принял решение о казни Христа. Диалог Пилата с толпой происходил на небольшой лоджии с двумя окнами, размещенной над этой аркой. Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: «Эссе Хомо!», то есть — «Се, Человек!»

Почему именно здесь произошло это событие? Резиденция римского наместника Понтия Пилата территориально находилась в крепости Антония. Специально построенные крытые переходы-арки вели от этой крепости к Иерусалимскому Храму. Esse homo — одна из этих арок.

Обращаясь к толпе, римский прокуратор фактически предпринял ещё одну попытку спасти Иисуса от смерти. Пилат сказал: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины».

Иудейские первосвященники и служители закричали: «Распни, распни Его! Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».

«И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря» (Ин. 19:4-15).

На картине знаменитого Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата. Пожалуй, эта картина более всех правдоподобно описывает место этого действа. Внизу, где собрался народ, та самая улица. Пилат говорит с балкона арки. Другие художники почему-то изображают этот эпизод в тронном зале или на площади.

Картина Антонио Чизери ↓

Согласно христианской традиции, с этого места (возле Арки Эссе Хомо) и начался Крестный Путь.

Её называют Дорогой Скорби — путь Иисуса Христа от места приговора к казни до Голгофы. Канонизировано 14 остановок, на каждой из которых происходило какое-нибудь событие и каждая сегодня отмечена часовнями, церквями или мемориальными досками.

В самом начале своего рассказа я говорила, что попадая в Иерусалим, некоторые, особо впечатлительные, начинают заболевать так называемым «иерусалимским синдромом». Им непременно хочется испытать те муки, что испытывал Христос. Особенно часто это наблюдается в Пасху.

Желающие пострадать паломники волокут на себе тяжеленный деревянный крест по улице Виа Долорес.


Объяснить эти явления можно. Старый город в Иерусалиме просто напичкан святынями. Одни четырнадцать мест остановки Христа чего стоят! Все они канонизированы, каждая отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Пока по ним пройдёшь, и вправду начинаешь что-то чувствовать. В некоторых местах люди просто бросаются телами на святыни, в прямом смысле слова: лобызают камни, крышки склепов, ящички с мощами… Особенно такого рода эйфория наблюдается в храме Гроба Господня… Но об этом позже.

Памятуя это предупреждение, я не стала обходить все поголовно святыни. А вдруг и вправду крышу снесёт? Тем более насмотрелась уже на не совсем адекватных паломников не только в Иерусалиме, но и в Назарете, на реке Иордан. И что интересно: поначалу меня это шокировало, но чем чаще я с этим сталкивалась, тем спокойнее к этому относилась. Может, ко мне уже подбирался «иерусалимский синдром»? (здесь должен быть смайлик с ехидной улыбкой!)

И всё же не посетить Александровское подворье я не могла. Это наш православный, русский кусочек Святой земли.

Александровское подворье в Старом городе

Расположено подворье на улочке Даббага, в нескольких десятках метров от главной святыни христианского мира — храма Гроба Господня.

Почти сто пятьдесят лет тому назад Борис Павлович Мансуров, чиновник по особым поручениям Морского министерства выкупил этот участок у эфиопского духовенства для царской семьи.

Некогда на этом месте стояла часть первоначальной базилики Св. Константина и монастырь крестоносцев Santa Maria Latina . На данной земле предполагалась постройка резиденции русского консульства в Иерусалиме.

Гостиная в Александровское подворье для приёма посольств ↓

Весной 1859 года великий князь Константин Николаевич во время паломничества по Святым местам одобрил предложение Мансурова.

Прежде чем начать строительство, на участок послали археологов. При раскопках они наткнулись на остатки массивной стены, камни которой датировались возрастом более двух тысяч лет. Сохранилась она высотою в два с половиной метра. Между двумя ее пилястрами предстала уникальная святыня евангельского времени — порог. Потертый, лоснящийся от шагов, с четкими следами выбоин и петель бывших некогда здесь ворот. В обе стороны от ворот тянутся неровные плиты древнейшей мостовой. В связи с тем, что данные ворота были расположены вблизи Голгофы, сомнений не было. Это Порог Судных Врат.

Александрийское подворье теперь обладала своей святыней — «Судными вратами». Данное название врата получили потому, что возле них римляне провозглашали осужденным на казнь окончательный приговор. Далее осужденного к распятию сопровождали только легионеры-охранники и палачи.

Впереди каменный проём, где были Судные врата ↓

Порог возле Судных врат, о который споткнулся Иисус, когда шёл на казнь. Порог покрыт стеклом, в деревянной раме.

Порог Судных врат ↓

Монашки, сменяясь, день и ночь читают молитву возле Судных врат ↓

Если вы посмотрите внимательно, то увидите с левой стороны Врат небольшое отверстие.

Вот оно крупным планом ↓

Оно называется «Игольное ушко».

Помните выражение: «пролезть в игольное ушко»? Так вот. Такое отверстие делали в древние времена возле ворот, чтобы запоздалый путник мог войти в город, когда ворота уже давно закрыты. Отверстие делали маленьким, чтобы в него мог пролезть только человек. Ни лошадь, ни верблюд, ни осёл в такое «игольное ушко» не проходили. Всё это делалось в целях безопасности, чтобы не дай бог вооруженные всадники не пробрались в город.

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова), Храмовая Гора (Гора Мориа)

Храм Гроба Господня в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень. В Храме есть и другие места для поклонения, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Храм Гроба Господня был возведён на месте, где был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Во всяком случае, так принято считать. Место распятия Христа (Голгофа) до сих пор остаётся спорным. Но для верующих это не столь важно, потому что именно в Храме Гроба Господня происходит одно из главных чудес — ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи, чудесным образом появляется Благодатный Огонь (Небесный Огонь), который символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа.

Первая церковь Гроба Господня была сооружена в 335 г. н. э. и освещён в присутствии императора Константина. В дальнейшем он несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался, расширялся… В 1808 г. случился огромный пожар, после которого храм в 1810 г. был вновь отстроен в том виде, в котором существует до сих пор.

Храма Гроба Господня — это целый комплекс строений. Изначально (335 год) он был богато украшен «разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем». Таким Храм просуществовал до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Драгоценные материалы были беспощадно содраны со стен храма и отправлены для строительства мечетей. Позже Храм восстанавливали, но уже такой пышности он не имел.

Современный вид комплекса Храма ↓

Вход в Храм ↓

Улочка, ведущая к Храму ↓

Из архива старых фотографий:

Так выглядел Храм в 1855 году ↓

Вход в храм (1855 год) ↓

Та же улочка, ведущая к Храму (1855 год) ↓

За пятнадцать лет кое-что изменилось:

Общий вид храма в 1870 году ↓

Вход в храм (1870 год)↓

Исторически сложилось, что Храм имеет несколько владельцев. Он разделён между шестью христианскими конфессиями: католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, — каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. С 1757 года во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении.

«Стражами и хранителями дверей храма» официально является с 1246 года мусульманское семейство Нусейбе. На самом деле это семейство получило ключи от Храма гораздо раньше.

Ваджих Нусейбе — хранитель ключей от Храма Гроба Господня ↓

Когда мы вошли в Храм, Ваджих Нусейбе встречал посетителей у входа. Улыбчивый и приветливый мусульманин.

Он живёт в Иерусалиме на улице Ирода по соседству с Яффскими воротами, совсем близко от Старого города.

Так же, как и его предки, каждый день в 4 утра он открывает врата Храма Гроба Господня большим полуметровым ключом, весом в полкилограмма.

Этот ключ его древний род передает из поколения в поколение на протяжении более тысячи трёхсот лет.

Ваджих Нусейбе — мусульманин из очень древнего рода. Предки Ваджиха перебрались из Аравии в Иерусалим ещё в VII веке.

Вот, что сам Ваджих рассказывает о своём роде и о том, каким образом они стали хранителями ключа от Храма:

«Это произошло в 638 году. Православный патриарх Сафроний обратился к Умару ибн-Хаттабу (Омару ибн-Хаттабу), второму после смерти Мухаммада халифу, с просьбой назначить хранителем ключей храма «Гроба Господня» мусульманина. Первым ключарем стал мой далёкий предок. Это случилось так. Мои родовые корни уходят к семье, которая проживала на территории Хеджаза Саудовской Аравии, в Мекке. Мои предки спасли жизнь пророку Мухаммаду, когда он в 622 году бежал из Мекки в Медину. Многие мусульманские книги рассказывают о моей семье…»

Но почему православный патриарх обратился к мусульманскому правителю с такой просьбой? Думается, что из политических соображений и ещё, вероятно, в благодарность за то, что Омар ибн-Хаттаб, взявший Иерусалим после двухлетней осады, не стал разрушать храм. Как рассказывают хроники, патриарх Сафроний пригласил мусульманского владыку в Храм, показал самые сокровенные святыни — Камень помазания им Голгофу. Мусульмане не считают Иисуса сыном Божьим, но чтят его как пророка. Осквернять храм пророка Омар посчитал недостойным правоверного мусульманина.

Как рассказывают легенды, выйдя из Храма, Омар поднял камень, что был рядом со святым местом, бросил его и там, где он упал, приказал возвести деревянную мечеть Омара.

Честно говоря, в легенду с камнем верится с трудом, потому что вышеупомянутая мечеть была построена не абы где, а на горе Мориа (Храмовой горе), на месте бывшего Храма Соломона, уже к тому времени много лет как разрушенного. В Храме Соломона хранилась древняя реликвия израильтян — Ковчег Завета, обладающая могущественной силой, способной разрушать стены, раздвигать воды и поражать болезнями людей. Помимо сверхъестественных возможностей, в Ковчеге, согласно Библии, хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, а также сосуд с манной и посох Аарона — величайшая святыня еврейского народа.

Ковчег Завета ↓

Видеоролик о Ковчеге Завета можно посмотреть здесь

Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде. Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами он будет открываться ему и, через него, давать заповеди народу Израиля (отсюда второе название реликвии — Ковчег откровения).

После разрушения храма вавилонским царём Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег исчез. Он не упомянут ни в числе «сокровищ, вывезенных из дома Господня», ни в подробном списке священной утвари, захваченной вавилонянами при падении Иерусалима (4Цар.25:8-9, -17). Ковчег Завета не упоминается и в списке утвари, возвращённой в Иерусалим Киром Великим. Реликвия таинственным образом просто исчезла и до сих пор никто не может найти её следы.

Кстати, с Храмовой горой (Мориа) связано всем известное выражение «козёл отпущения».

В праздник Йом-Кипур (Судный день, День искупления) в Иерусалимский храм, что на горе Мориа, приводили жертвенных животных, в том числе и двух козлов одинаковой масти Первосвященник бросал жребий. Первого из козлов приносили в жертву вместе с остальными животными, их кровью освящали скинию (где стоял Ковчег Завета), а туши позже выносили и сжигали вне стана. На второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в Иудейскую пустыню. Отсюда и выражение — «козёл отпущения».

Возложения на «козла отпущения» грехов всего израильского народа ↓

Есть мнение, что козла уводили в пустыню, где сбрасывали со скалы в пропасть.

Интересно, что обряд «козла отпущения» носил название Азазель. По другой версии, имя Азазель давали самому козлу отпущения, олицетворяющего демона пустыни. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин воевать, а женщин обманывать, совратил людей в безбожие и научил их разврату. Азазель — это один из первых падших ангелов. Бог, разозлившись на него, приказал Архангелом убить его, но никто не мог справиться с ним.

Демон Азазель ↓

Азазель обладал необычайной силой. Тогда Бог приказал его брату Архангелу Михаилу обрубить ему крылья и отправить его в преисподнюю. Комментаторы по-разному определяют значение слова «Азазель». Помимо вышеназванных вариантов, есть и другие. Например, в Септуагинте оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», что соответствует термину, которым пользуется Мишна: «отсылаемый козёл». Другие комментаторы утверждают, что Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню (Вавилонский Талмуд). Словом, сколько людей (учёных), столько и мнений.

Почему я так подробно остановилась на Азазели? Писатели часто используют такие вот аллюзии в своих произведениях. Когда я рассказывала о Капернауме, то приводила в пример «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Любопытно, почему именно портному, у которого снимала квартиру Сонечка Мармеладова, Фёдор Михайлович дал фамилию Капернаумов?

А про Азазель кто-нибудь может вспомнить? Конечно, сразу на ум приходит Б. Акунин со своей «Азазелью»! Но ещё Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» использовал образ Азазеля как прототипа для литературного персонажа. У Булгакова есть такое персонаж Азазелло — демон, член свиты Воланда.

Вообще, о Храмовой горе (горе Мориа) можно рассказывать много всяких историй, потому что на вершине этой горы ещё до прихода туда евреев проводились языческие обряды. Это место было священно испокон веков.

Когда Омар задумал возвести мечеть на священной горе, там были лишь руины Второго Храма Соломона. Как гласит предание, он возвёл деревянную мечеть. В 1193 году мечеть перестроили и пышно украсили по приказу султана Саладина.

Мечеть Омара (Купол Скалы) — одна из главных мусульманских святынь в мире. Золотой купол символизирует священную Скалу, вершину горы Мориа, которая, по традиционному поверью, считается центром мира.

Вид с Масличной горы на Мечеть Омара (виднеется золотой купол) ↓

Мечеть Омара (Купол Скалы) ↓

Сегодняшние постройки на Храмовой горе ↓

Гравюра, сделанная известным путешественником XIX века Дэвидом Робинсом.

Так выглядела Храмовая гора (гора Мориа) в 1839 году ↓

Евреи до сих пор не могут смириться с мыслью, что на горе Мориа высится не иудейский храм, а мусульманский. От Храма Соломона (второго) сохранилась до сегодняшнего дня лишь Стена плача. Вернее, это оставшаяся часть опорных сооружений, окружавших Храмовую гору, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Это именно тот отрезок стены, который находился под Святая Святых Первого и Второго храмов. 60 м длиной, 22 м высотой — семь рядов огромных каменных блоков. К Стене плача приходят миллионы паломников и туристов со всего мира. Многие верят, что молитвы и записки, оставленные между камнями Стены плача, не останутся без ответа и все просьбы и пожелания обязательно сбудутся.

Для евреев Стена плача не только воспоминание о Первом и Втором Храме, но и мечта о Третьем.

Стена плача ↓

В Израиле существует множество экстремистских движений и целых «научных» институтов, доказывающих исключительное право на обладание евреями Храмовой горой. Мечеть на Горе, по их мнению, должна быть ликвидирована. Однако мусульмане считают, что имеют не меньшее право на эту гору.

С вершиной горы Мориа связано важное событие в жизни пророка Мухаммеда — «Ночь Вознесения». В 619 году в одну из ночей Мухаммед был внезапно разбужен явившимся к нему ангелом Джибрилом (Гавриилом) и перенесён на волшебном животном в Иерусалим, на скалу Мориа. Здесь над пророком разверзлись небеса и открылся путь к трону Аллаха. Во время пути к трону Всевышнего Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками прошлого: Моисеем, Авраамом и другими. Этой же ночью Мухаммеду были даны правила мусульманской молитвы. Мечеть Купол Скалы отмечает то место, с которого Мухаммед вознёсся на небеса. В мечети паломники могут видеть отпечаток ноги пророка и три волоска из его бороды.

Камень внутри мечети, где отпечаталась ступня пророка Мухаммеда ↓

Так уж исторически сложилось, что Храмовая гора перешла в руки мусульман и, на мой взгляд, возводить на ней «новодел», даже дав громкое имя «Храм Соломона» — бессмысленно. Вот в России заново возвели Храм Христа Спасителя, сделали его главным в стране, но всё равно это уже не тот храм. Верующие стремятся туда, где есть история, в старые, намоленые церкви, пусть маленькие и не такие пышные, но древние, где стены хранят тепло молитв многих поколений.

С другой стороны, такая «битва за Гору» отнимает у археологов мечту на исследование самой горы. Раскопки там запрещены мусульманским духовенством. А вдруг евреи докопаются и подорвут мечеть изнутри? Вот такие настроения витают над сказочно богатым в плане археологии месте. А ведь… если там как следует «покопаться», может, и Ковчег Завета найдётся?

И снова возвращаемся к главной христианской святыне в Иерусалиме — Храму Гроба Господня.

Ещё не переступив порог Храма, сразу сталкиваешься со святыней.

При входе можно увидеть колонну (слева) будто бы расколотую от удара молнией.

Колонна Святого Огня ↓

Колонна была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. Всё случилось из-за споров между православными, которые праздновали в тот год Пасху 6 апреля и армяно-антихалкидонитами, отмечавшими её на неделю позже. Османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня (Благодатного Огня). Православные собрались у Храма и стали молиться. Вдруг сгустились тучи и ударила молния. Из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь.

С тех пор эта расколотая колонна является священной.

Войдя в Храм, напротив входа лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой, толщиной 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»).

Камень Помазания ↓

По преданию, на это место принесли снятого с креста Иисуса. На этом камне тело Спасителя умащали благовониями и завёртывали в плащаницу, готовя к погребению. Над Камнем висит 8 лампад: 4 — православные, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская.

Паломники, входя в Храм, обязательно прикасаются к Камню Помазания, кладут предметы, освящая их. Некоторые даже бросаются на камень и могут лежать на нём долгое время, веря, что он излечивает болезни. А всё потому, что камень, как говорят, мироточит. Эта та мирра, которой смазывали тело Спасителя перед тем, как завернуть в плащаницу. Честно говоря, не уверена, что волшебная мирра может просочится через 30-то сантиметровую мраморную плиту, которой накрыт камень. Накрыли его от вандалов, которые на протяжении нескольких столетий пытались отколоть часть святыни и унести с собой.

На стене за Камнем Помазания большом мозаичном панно, изображающее обряд омовения Спасителя после снятия с Креста. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в 1990 году.

Вид сверху ↓

Часовня Гроба Господня (Кувуклия), стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды.

Вход в Кувуклию (Часовню Гроба Господня) ↓

С греческого языка «кувуклия» переводится как «покой, царская опочивальня»

В Кувуклии два очень маленьких помещения: предел Ангела и Гроб Господень. Они настолько тесны, что туда впускают по два, максимум три человека. Чтобы попасть в святая святых, нужно отстоять огромную очередь.

Здесь всегда настоящее столпотворение ↓

Я не могла не посетить это святое место, хотелось прикоснуться к камню — части гроба, где был похоронен Иисус.

Войдя в Кувуклию через низкий, узкий вход попадаешь в Предел Ангела — тёмная комнатка 3,4×3,9 м.

Предел Ангела ↓

Посредине стоит мраморный ларец, в котором хранится обломок камня, некогда закрывавший гробницу Христа. В Евангелии от Матфея рассказывается, что камень этот отвалил ангел, когда дева Мария (мать Иисуса) и Мария Магдалина пришли в воскресенье к гробу Христа. Они увидели ангела, сидящим на этом камне. Он сказал им:

«Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Эти слова выбиты на мраморном портале внутри Предела Ангела у входа в следующее помещение — Гроб Господень.

Камень, на котором по преданию сидел Ангел, служит престолом при совершении православной литургии.

Камень, на котором сидел Ангел ↓

В стенах предела есть два овальных окошка для передачи Святого Огня в Великую субботу.

Из придела Ангела в придел Гроба Господня можно попасть через низенький проём.

Помещение предела Гроба Господня ещё меньше — 2,0×1,9 м.

Небольшая комнатка почти наполовину занятая каменным ложем (справа), покрытым мраморной плитой-трансенной. Под этой плитой находится каменное ложе Спасителя. Эту плиту положили в 1555 году, спасая святое место от рьяных паломников, норовивших отломить, отковырять, даже откусить, словом, любой ценой унести с собой частицу святыни.

Возле престола Гроба Господня ежедневно проводится литургия православными, католическими и армянскими священнослужителями.

Здесь ежегодно в Великую Субботу чудесным образом появляется Благодатный огонь. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа.

Многие верующие считают, что Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом. Первые письменные свидетельства очевидцев о появлении Благодатного Огня относятся к IX веку. Множество людей пытались «докопаться до истины», подтвердить или опровергнуть чудесное явление. Если кому-то интересна эта тема, тот может покопаться в Интернете, найдёт много любопытных свидетельств «за» и «против». И уже тогда сам решит: верить или нет.

Священнослужители предпочитают уклоняться от прямого ответа и не произносить такие слова как «чудо», «схождение огня» и пр. Они очень осторожны в комментариях. О благодатном огне говорят так (цитата А. Кураева):

«Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от Гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о Воскресении от Кувуклия разошлась по миру».

После Великой Субботы Святой Огонь зажигается в лампадах и горит возле Кувуклии целый год до следующего праздника.

При выходе из Кувуклии можно опалить пучок свечей от Благодатного огня, что я и сделала ↓

Не знаю как другие, а я не смогла прочувствовать в полной мере ту духовную атмосферу, что должен чувствовать человек в таком сакральном месте (а очень хотелось!). Наверно потому, что вокруг было слишком много людей. При входе в предел Гроба Господня священник всё время покрикивал: «Давайте быстрее, не задерживайтесь. Чего застряли? Проходите! Народу много! Быстрей!» Всё понятно, народу действительно много, и он, конечно, прав, каждый хочет прикоснуться к святыни, но всё равно, эти обыденные слова как-то напрягают. Такие места, на мой взгляд, не терпят суеты и толкотни.

А ещё мне просто не повезло. Вместе со мной и ещё одним мужчиной в комнатку, где находится Гроб Господень, вошла неадекватная дама. Она в прямомо смысле слова бросилась на Гроб и даже не дала возможности толком прикоснуться к святыни. Служащие её еле оттащили.

Прямо напротив Кувуклии есть место, где стоит Пуп Земли. Это место стали так называть со времён царицы Елены.

Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода.

Зал, где стоит Пуп Земли ↓

Пуп Земли ↓

Обратите внимание: Пуп земли прикован цепью. Наверно, всякий догадается, зачем это сделали. Да, были попытки его утащить!

На втором этаже Храма находится Голгофа, место распятия Христа.

Туда ведут ступени ↓

Кусок скалы Голгофы (под стеклом) ↓

Все ждут, пока пройдёт служба, чтобы прикоснуться к Голгофе ↓

Чтобы дотронуться до скалы Голгофы, нужно просунуть руку в маленькое отверстие в нише ↓

Коридоры Храма Гроба Господня ↓

Так выглядел внутри Храм в 1836 году (из архива старых фотографий) ↓

Как и во все времена, каждый хочет оставить своё имя на стенах уникальных мест. Эта человеческая мания никогда не искоренится. Вот отметина одного паломника, который побывал в Храме в 1449 году. Надпись вроде такой: «Здесь был Вася» ↓

Говорят, что если приложить ухо к этой плите, то можно услышать звук бичей, когда били Иисуса Христа ↓

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы.

По преданию, здесь был погребен прародитель человеческого рода Адам. Когда кровь Иисуса Христа пролилась на скалу после удара копьем Лонгина-сотника, скала треснула прямо над головой погребённого Адама. Из этой трещины кровь Христа «омочила голову Адама и омыла все грехи рода человеческого».

Могила первого человека Адама. За стеклом видна расселина в Голгофе шириной около 15 см. ↓

Вход в комнату, где хранятся мощи святых ↓

Эти фотографии оставляю без комментариев ↓



Голова Параскевы Самаритянки ↓

И много других святых мощей…

Перед уходом из Храма Гроба Господня захотелось просто посидеть в тишине возле главной святыни — Часовни Гроба Господня (Кувуклии)

В Старом городе есть ещё одно очень примечательное место — Город Давида.

Сейчас это археологический парк. Именно царь Давид сделал Иерусалим столицей Израиля, отвоевав этот город у иевусеев.

Макет древнего города Давида ↓

До сих пор здесь ведутся археологические раскопки ↓

Тот, кто интересуется жизнью царя Давида, может почитать мою книгу «Странник».

В Старом городе много интересных мест и рассказывать обо всех слишком долго и утомительно. Я написала только о тех местах, которые лично мне были более всего интересны.

Надо идти дальше, впереди ещё много всего интересного.

Покинем Старый город и отправимся в Гефсиманский сад.

Он раскинулся у подножья Елеонской горы (Масличной) в долине Кедрон. Раньше эта местность находилась за пределами города.

В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. Это небольшой сад — 47×50 м. Вероятно, раньше он был гораздо больше.

Деревья хоть и старые, но до сих пор плодоносят, а из старых стволов растут молодые побеги.

В Гефсиманском саду по преданию молился Иисус Христос перед арестом, здесь он был предан Иудой и арестован римлянами.

«...приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» (Мк. 14:43-46)

Так выглядел Гефсиманский сад в 1863 году (из архива старых фотографий) ↓

У Бориса Пастернака есть замечательное стихотворение о Гефсиманском саде:

Мерцаньем звёзд далеких безразлично
Был поворот дороги озарён.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной»…

Известно, что на месте моления Иисуса в IV веке была построена византийская церковь, но она была разрушена. Захватив Иерусалим в середине XII века крестоносцы построили новую церковь, но и она не «дожила» до наших дней. С 1681 года Гефсиманский сад находится в собственности францисканцев, в 1848 его обнесли железной решёткой, а с двух сторон каменной оградой.

Напротив Гефсиманского сада — Иерусалимская стена с Золотыми воротами (я уже о них рассказывала). Железная решётка — забор Гефсиманского сада ↓

К Гефсиманскому саду примыкает Церковь Всех Наций ↓

Фасад Церкви Всех Наций ↓

Слева к церкви примкнул Гефсиманский сад (на фото видно, что сад небольшой) ↑

Церковь Всех Наций построена относительно недавно — в 1919—1924 годах на том месте, где, по преданию, молился Иисус. Раньше на этом месте было продолжение Гефсиманского сада. Эта церковь католическая, построена на деньги католиков из многих стран Европы, а также из Канады, в честь чего и получила своё название.

Вход в Церковь Всех Наций ↓

Когда мы вошли в церковь, там шла служба. На стене мозаика «Гефсиманское моление» ↓

Перед алтарём Церкви Всех Наций находится камень на котором, по преданию, Иисус Христос совершил последнюю молитву (Мк.14:32-42) в ночь своего ареста перед тем, как «испить чашу страданий».

К камню подойти так и не удалось, потому что шла служба и была толпа народу. Но сфотографировать камень мне удалось, правда, не очень качественно получилось ↓

Неподалёку от Гефсиманского сада, тоже на склоне Масличной горы, расположилась самая древняя христианская церковь — церковь Успения Богородицы. Так называемая пещерная церковь, потому что расположена под землёй. Это Гробница Богородицы, где, согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа.

Церковь Успения Богородицы

От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней ↓


Подземная церковь (34 м в длину и 6 м в ширину) имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия-часовня 2 x 2 м с гробом Богородицы.



Гробница Богородицы

Богородица скончалась в Иерусалиме в 57 г. в возрасте 72 лет. Местом её упокоения стало семейное кладбище, где были захоронены её родители: Иоаким и Анна, а так же её муж Иосиф. Легенды рассказывают, что при погребении присутствовали все апостолы, кроме Фомы. Он пришёл в Гефсиманию только через три дня. Он так плакал и убивался, что апостолы не устояли и открыли гроб, дав ему возможность проститься с матерью Иисуса. К их удивлению гроб оказался пуст. Лишь на дне гроба лежали пелёны и пояс. Матерь Божья вознеслась на небо к своему сыну.

Как всё произошло на самом деле, мы теперь уже не узнаем. Правдивая ли история с Фомой или нет — остаётся только гадать. Это устные предания. Что касается письменных свидетельств. По решению Шестого вселенского собора (680 год) гробница была вскрыта и в ней были найдены лишь пояс и погребальные пелёны. Открывалась ли она до этого? Полагаю, что да. Люди любопытны по своей природе и удержаться от соблазна посмотреть «что там» очень трудно. Ни у кого из историков сомнения не было, что эта могила принадлежит матери Иисуса, так как захоронение было известна ещё с I века. Куда же исчезло тело? Ответ кроется в людских сердцах и душах.

В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Что интересно. На протяжении многих веков Иерусалим переходил из рук в руки. Церковь Богородицы разрушали, а затем восстанавливали, и это было не единожды, однако саму гробницу никто из завоевателей не трогал. Мусульмане почитали её как гробницу матери пророка Исы (Иисуса), а также потому что во время своего Ночного полёта из Мекки в Иерусалим Пророк Мухаммед видел свет над Гробницей Марии.

Такой была церковь Богородицы в 1867 году (из архива старых фотографий) ↓

А вот старинная фотография (1836 год) склона Масличной горы, где располагаются святыни: Гефсиманский сад, церковь Успения Богородицы ↓

А это Масличная гора сегодня (Видны золотые купола купола Церкви св. Марии Магдалины) ↓

На вершине Масличной горы ↓

Почти весь южный склон Масличной горы занят древним иудейским кладбищем

Здесь, на склоне Масличной горы, хоронили и хоронят только праведников, и ни за какие деньги место здесь не купишь. А многим хотелось бы. Дело в том, что отсюда самая близкая дорога на небо.

В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых (Иез.37).

Помните историю, которую я рассказывала о Золотых воротах? В День Страшного Суда золотые ворота распахнуться, появится воздушный мост, который соединит Масличную гору и Храмовую гору (на которой стоит Старый город), умершие воскреснут и по этому мосту отправятся на Страшный суд. Но им могут помешать «воины ислама». Об этом позаботился Сулейман Великолепный. Когда он захватил Иерусалим и узнал о пророчестве, то велел наглухо заложить Золотые ворота (1541 год), а возле них организовать мусульманское кладбище, на котором приказал хоронить лучших воинов ислама, чтобы в Судный день, когда мёртвые восстанут, воспрепятствовать Мессии войти в город через Золотые ворота.

Мусульманское кладбище возле Золотых ворот

Мусульманское кладбище находится почти напротив еврейского. Но еврейское значительно больше ↓

На горе насчитывается не менее 150 000 еврейских могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам. Кстати, именно здесь был похоронен сын Давида Авессалом.

Пожалуй, о самых интересных местах в Иерусалиме я рассказала. Конечно, лукавлю… Здесь столько интересных мест, что, если рассказывать обо всех, то будет очень долго. Как говорит известный сатирик Жванецкий: «Если ремонт нельзя закончить, его нужно прекратить». Так и здесь. Просто прекращаю говорить о Иерусалиме и двигаюсь дальше.

Прямым продолжением библейской Иерусалимской темы должен быть Вифлеем. Но я полагаю, что лучше на время сменить тему и поговорить о современном городе Тель-Авиве. А о нём есть что сказать!

предыдущая глава | ↑ содержание ↑ | следующая глава →

© Т. И. Семёнова, 2013 г.
Весь текст «Заметок путешественника» является объектом авторского права, использование материалов текста только с согласия автора.

«АС-ТРЕВЕЛ» ООО
Туроператор, РТО 001262 в едином федеральном реестре туроператоров
Работаем в туризме с 1996 г.
Тел.: +7 495 740-29-89
Адрес: Вернадского просп., д. 37 корп. , пом. 253, Москва, 119415, Россия
Мы работаем пн-пт: 10:00—19:00, сб: 11:00—14:00, выходной — вс
E-mail: , cайт: actravel.ru

ООО «АС-ТРЕВЕЛ» © 1996—2024