+7 495 740-29-89
Туроператор АС-тревел
Туроператор АС-тревел

История Панамы

В шапке страницы: американский трехмачтовый корабль Severn, используемый на то время в качестве плавбазы для подводных лодок, проходит шлюзы Гатун, буксируемый электрическими локомотивами. 15 апреля 1914 г. Изображение в общественном достоянии

История Панамы покрывает собой огромный период от доисторических времен через доколумбовы индейские цивилизации, испанское владычество до периода независимости, полного революций, вторжений и конфликтов.

Доисторический период Панамы

Первыми обитателями территории современной Панамы стали так называемые палеоиндейцы — племена, заселявшие Америку в конце последнего ледникового периода. Кем и когда были эти люди, откуда они пришли — предмет долгих научных (и не очень научных) споров.

Как бы то ни было, Панамский перешеек был границей разных культур. Севернее распространялась первая из больших известных археологических культур — культура Кловис, основной отличительной особенностью которой была форма каменного наконечника копья. Южнее Панамы наконечники имели форму рыбьего хвоста.

Очевидно, хозяйство древнейшего человека на побережье базировалось на собирании раковин и других морских продуктов. К доисторическому периоду относят найденные раковинные кучи.

Палеоиндейцы в засаде на доисторического броненосца
Палеоиндейцы в засаде на глиптодона, доисторического гигантского броненосца в представлении художника Генриха Хардера. Изображение в общественном достоянии

Новой вехой южноамериканской истории стал период земледелия и керамики.

Доколумбов период истории Панамы

Ранние культуры, знакомые с керамикой связываются на территории Панамы с археологическим сайтом Монагрильо (Monagrillo, 2130 г. до н. э.), даже сам исторический этап ранней панамской керамики называется словом «монагрильо», между тем, эта культура, видимо, была общей для региона Коста-Рики, Никарагуа и Восточного Гондураса, а также была близка к культурам Северных Анд.

Основным сельскохозяйственным растением древней Панамы был маис (кукуруза). Земли под посевы выжигались индейцами, что давало минеральную подкормку культурным растениям в виде золы. Общим сельскохозяйственным инструментом, объединявшим культуры разных современных государств, была зернотерка-метатес, известная только в Месоамерике.

Доколумбова курамика Панамы
Чаша на ножках с изображением божества. Культура Гран-Кокле, Панама. 850—950-е гг. н.э. Национальный музей американских индейцев (Центр Джорджа Густава Хея, Манхэттен, Нью-Йорк, США). Изображение в общественном достоянии

Основными языковыми группами панамских индейцев до прихода европейцев были чибча, чоко и куэва. Куэва к настоящему времени полностью исчезла. Известное сейчас панамское племя куна говорит на языке чибчанской группы.

В Чирики, Верагуас и Кокле индейцы обрабатывали металл — золото и медные сплавы. Излюбленной техникой работы с металлом была чеканка. Золотые изделия из Кокле были предметом торговли во всей Месоамерике, их обнаружили даже в Чичен-Ице.

До европейских колонизаторов Панама была неотъемлемой частицей великой Месоамериканской культуры.

Испанский колониальный период истории Панамы

Впервые коренные панамцы встретились с европейскими конкистадорами в 1501 г.: Родриго де Бастидас стал первым европейцем, вступившим на Панамский перешеек. Бастидас считался самым благородным среди испанских конкистадоров, поскольку относился к индейцам с гуманностью и уважением. В следующем 1502 г. в свою четвертую экспедицию посетил Панаму Христофор Колумб, совершивший ряд открытий и давший несколько географических названий, например нынешнему городу Портобело (Puerto Bello — хороший порт).

Испанцы называли Панамский перешеек «Терра-Фирма» (Tierra Firma), то есть материком. Первая материковая испанская колония была основана на территории нынешней Колумбии, но европейцев там донимали отравленные стрелы воинственных аборигенов, поэтому конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа предложил перенести поселение в более мирные земли Панамского перешейка.

Родриго де Бастидас
Родриго де Бастидас
Изображение в общественном достоянии

Основным занятием испанцев здесь было выменивание золота на различные побрякушки. Среди конкистадоров разгоралась настоящая золотая лихорадка, подогреваемая слухами о золотой стране Эльдорадо. В поисках Эльдорадо Бальбоа со 190 испанцами и множеством индейцев-проводников предпринял экспедицию на юг. Менее чем через месяц пути в 1513 г. Васко Нуньес де Бальбоа увидел другую сторону перешейка — гладь Тихого океана, названного им «Южным морем». Тихоокеанский берег был назван «Перу». Король Испании назначил Бальбоа губернатором всего побережья вновь открытого моря. В честь него сегодня называется денежная единица Панамы и один из районов Панама-сити.

Город Портобело вскоре стал перевалочной базой, через которую золото Инков отправлялось в Европу.

Еще одним перевалочным пунктом, но уже на тихоокеанской стороне перешейка стал основанный 15 августа 1519 г. город Панама, который впоследствии передаст свое имя перешейку и стране.

Монета 1 бальбоа, Панама
Васко Нуньес де Бальбоа на монете, названной его именем
Серебряная монета достоинством 1 бальбоа, выпуск 1947 г.

Основал будущую столицу Панамы непримиримый конкурент Бальбоа — Педро Ариас де Авила (Педрариас Давила).

Разорение Панамы Генри Морганом

Главным конкуреннтом испанской империи в Новом Свете была империя Британии. В Карибском регионе процветало каперство. Официально поощряемые английской державой пираты грабили галеоны Испанской Америки, везущие золото и серебро. Одним из известнейших пиратов был сэр Генри Морган, впоследствии губернатор Ямайки. Его вполне характеризует прозвище «Жестокий». Морган не только захватывал и топил вражеские суда, но и завоевывал города. Его первым опытом налета на города стал захват порта Пуэрто-дель-Принсипе на Кубе.

В 1671 г. Генри Морган, уже знаменитый и могущественный пират во главе крупной эскадры из 36 кораблей и множества каноэ отправился в поход к Панамскому перешейку. Главной целью пиратов был город Панама, но для этого нужно было пересечь перешеек и сразиться с трехтысячным испанским войском.

Сэр Генри Морган
Сэр Генри Морган
Изображение в общественном достоянии

В наземной операции участвовало около 1200 человек. За девять дней они перешли Панамский перешеек и на десятый начали штурм укреплений Панамы. В жестокой схватке, продолжавшейся до вечера, пираты понесли значительные потери, но полностью истребили всех сопротивляющихся. Панама была разграблена и по приказу Моргана полностью сожжена (практически все здания в Панаме были деревянными). Разделившись на наземную и морскую части, пираты три недели разоряли окрестности и захватывали корабли и суда, шедшие в Панаму, а после с тяжело груженным караваном отправились в обратный путь.

Нападение Моргана сказалось на судьбе и даже на расположении будущей столицы Панамы. Город не стали восстанавливать на старом месте, а перенесли на 7 км к юго-западу. Развалины первой Панамы в настоящее время служат туристической достопримечательностью и называются Панама-ла-Вьеха (Старая Панама).

Интересно, что и Морган получил проблемы из-за своего победоносного похода: во время экспедиции Англия и Испания подписали мирный договор и действия флибустьеров потеряли законное основание. По свидетельским показаниям Генри Морган знал о подписанном мире, но не стал сворачивать кампанию. Морган был вызван в Англию, судим, но по каким-то причинам не просто выпущен «за недоказанностью вины», но и отправлен вице-губернатором на Ямайку, но это уже другая история.

Шотландская колонизация Панамы

Независимое тогда Королевство Шотландия, как его соседка и Англия имело имперские амбиции, хоть и находилось в незавидном экономическом положении. Вывести Шотландию из затяжного кризиса должна была тогровля в Новом Свете, а для этого были необходимы заморские колонии. Образованная в 1695 г. Шотландская компания заморской торговли основала на Панамском перешейке в бухте Дарьен колонию. Было отправлено две экспедиции общей численностью 2500 чел. Шотландцы сразу же столкнулись со значительными трудностями и, прежде всего, в снабжении колонистов всем необходимым. Соседние испанские колонии были враждебны, а англичане видели в шотландцах конкурентов по торговле. В тропиках свирепствовала лихорадка. В конечном итоге Дарьен был осажден испанским экспедиционным корпусом и оставшиеся в живых колонисты были изгнаны.

Шотландский корабль
Шотландский корабль, заказанный в Голландии для обслуживания колонии на Панамском перешейке
Изображение в общественном достоянии

Считается, что именно Дарьенская авантюра окончательно подкосила основание Шотландского Королевства и Шотландия в 1707 г. вступила в унию с Британией.

Территория Панамы же полностью входила в Испанскую империю и не существовало внешних сил, способных изменить эту ситуацию.

Панама в Великой Колумбии

С упадком огромной испанской империи по колониям прокатилась серия восстаний, основной движущей силой которых служила местная аристократия, зачастую креольского происхождения. Противостояние хунт испанскому правительство вылилось в войну континентального масштаба. Добровольческая армия Симона Боливара одерживала победу за победой, нанося сокрушительные удары королевским войскам.

Флаг Великой Колумбии
Флаг Великой Колумбии

В 1819 г. было образовано новое государство — Республика Колумбия (или Великая Колумбия, дабы отличить ее от нынешнего одноименного государства). В его состав входили территории сегодняшних Колумбии, Венесуэлы, Эквадора и Панамы.

Великая Колумбия по замыслу Боливара должна была стать единой страной для всех латиноамериканцев, но внутренние противоречия не дали осуществиться мечтам. К 1831 г. Венесуэла, Эквадор и не существующая сейчас Новая Гранада объявили независимость.

Панама же продолжала оставаться областью Республики Колумбия. Ее независимость стала последствием активности США.

Панамский канал и независимость Панамы

Первые планы по строительству канала между тихоокеанским и атлантическим побережьями Америки на узком Панамском перешейке появились в XVI в., однако испанский король был против и до реализации идей дела не дошло.

Первые реальные исследования по возможности прокладки канала были проведены в 1790-е гг. итальянским географом Алессандро (Алехандро) Маласпиной, а работы сумели начать французы в 1879 г. Инженеры к тому времени уже имели опыт постройки Суэцкого канала, в специально созданное акционерное общество вложилось более 800 тыс. человек.

Зону будущего канала Франция арендовала у Колумбии на 99 лет. Изначально проект был чересчур амбициозен и дорог: предлагалось провести канал на уровне моря. Кроме того, не были учтены местные особенности, рабочих выкашивали болезни, процветала коррупция.

Строительство Панамского канала под управлением французов в 1888 г.
Строительство Панамского канала под управлением французов в 1888 г.
Фото в общественном достоянии

Проект шумно провалился, став самым громким финансовым скандалом за всю историю Третьей французской республики. К 1888 г. первоначальная стоимость была превышена вдвое, а выполнена только треть необходимых работ. Компания обанкротилась, множество акционеров были разорены.

С усилением в регионе роли молодого государства США и, особенно, в связи с испано-американской войной американцы вспомнили о проекте межокеанского канала. Решимости было много, но существовал юридический барьер: зона канала продолжала формально принадлежать Франции. Именно поэтому по инициативе и при поддержке США Панама провозгласила независимость от Колумбии в 1903 г. Таким образом колумбийско-французские договоренности теряли силу и США получали право управлять территорией канала.

Канал был достроен за 10 лет с 1904 по 1914 гг. Американцы не стали вести канал на уровне моря, а решили ограничится более дешевой системой шлюзов и озер. Работы вели инженерные войска (руками негритянского населения антильских островов и прочих «дешевых» работников). Малярия и желтая лихорадка, так мешавшие французскому проекту, были побеждены массированными осушениями болот. Кроме того, широко использовались новые взрывчатые вещества. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Недовольство американским владением канала выливалось в массовые протесты в 1927, 1947, 1959 и 1964 гг., но лишь 7 сентября 1977 г. было достигнуто соглашение о полной передаче канала из юрисдикции США правительству Панамы в конце 1999 г. Этого добился бригадный генерал Омар Торрихос, пришедший к власти в Панаме в результате государственного переворота.

Преемником Торрихоса стал полковник Мануэль Норьега, по слухам близко сотрудничавший с американским ЦРУ. В 1988 г. американцы обвинили Норьегу в наркобизнесе и предприняли ряд попыток его отстранения от власти, в том числе и неудачно организовав военный путч. 15 декабря 1989 года законодательная власть Панамы объявила Норьегу президентом и объявила состояние войны с США. 20 декабря 1989 года США начали военную операцию против Панамы. Норьега был свергнут.

Пожары во время вторжения армии США в Панаму, 1989 г.
Пожары во время вторжения армии США в Панаму, 1989 г.
Фото в общественном достоянии

В настоящее время экономика Панамы базируется на эксплуатации канала. К 2014 г. канал должен быть модернизирован и сможет пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. т.

Панама
 О стране  Туры и цены  о. Койба  о. Мальпело (Колумбия)  Достопримечательности  Валюта  Что купить  История  Виза  Дайвинг  Новости

История в других странах

 Оставайтесь на связи

Забронировать тур, либо уточнить необходимую информацию вы можете у ваших менеджеров-консультантов:
тел.: +7 495 740-29-89, e-mail: ac@actravel.ru

Иван  Щенников
Иван Щенников
менеджер по туризму
 +7 926 384-99-44

Наталья  Нере́тина
Наталья Нере́тина
директор отдела продаж
 +7 929 910-90-60



«АС-ТРЕВЕЛ» ООО
Туроператор, РТО 001262 в едином федеральном реестре туроператоров
Работаем в туризме с 1996 г.
Тел.: +7 495 740-29-89
Адрес: Вернадского просп., д. 37 корп. , Москва, 119415, Россия Координаты: 55.6781291,37.5101855
Мы работаем пн-пт: 10:00—19:00, сб: 11:00—14:00, выходной — вс
E-mail: , cайт: actravel.ru
Справедливо ли упрекать путешествующего в том, что он столько времени тратит на дорогу, когда преодоление пути и есть предмет его странствия?
Козьма Петрович Прутков
О компании | Подбор тура | Турагентствам | Дайвинг | Круизы | Горные лыжи | Club Med | mmv | Dorchester Collection | Sandals | Shangri-La | Корпоративным клиентам | Авиа и ж/д билеты | Отзывы туристов | Схема проезда

• Европа: Шенгенская зона; • Азия: Западная, Центральная, Восточная, Юго-Восточная, Южная; • Африка; • Америка: Северная, Центральная, Южная, Латинская, Карибы; • Австралия и Океания: Австралия, Микронезия, Полинезия, Меланезия

ООО «АС-ТРЕВЕЛ» © 1996—2024