Это может показаться странным, но у знаменитой французской компании Club Med можно найти русские корни. После российской революции и гражданской войны в Европу и, особенно, в Париж хлынули потоки «белых» эмигрантов. 13-летним мальчиком попал во Францию Дмитрий Филиппов (Димитри Филиппофф, Dimitri Philippoff или просто Дима). Хороший спортсмен, высококлассный пловец, Дима стал одним из ведущих спортивных журналистов.
В начале 1930-х гг. он со своими соотечественниками собрал парижскую команду по водному поло «Белые медведи» (Les Ours Blancs). Одноименный клуб был организован на Корсике около Кальви в 1935 г. Уже после войны, в 1948 г. Дима совместно с предпринимательницей Эдит Филипаччи снова создал клуб по образцу «Белых медведей», который был назван «Олимпийским» (Club olympique de Calvi, с 1951 г. он вольется в систему Club Med).
Ключевой фигурой в истории Club Med стал Жерар (или Герард, ведь он бельгиец) Блитц (Gérard Blitz), спортсмен, общественный деятель и предприниматель еврейского происхождения родом из Антверпена (Бельгия).
Послевоенная Европа переживала одновременно и трудности, и оптимизм. Молодое поколение ценило свободу и любую возможность проявления активности. Однажды в 1949 г., находясь на Корсике, 38-летний Жерар Блитц попал в палаточный «Олимпийский» лагерь и оценил бизнес-потенциал идеи...
Жерар Блитц предложил концепцию клуба, целью которого было «развитие вкуса к отдыху на свежем воздухе и практике физкультуры и спорта». Клуб должен был полностью заботиться о комфорте своих членов (насколько это можно для условий проживания в палатках). 11 февраля 1950 г. был написан устав нового клуба.
Для практической организации отдыха Блитц обратился к производителю палаток Жильберу Тригано (Gilbert Trigano), ставшему его партнером. Вместе они организовали «городок» на одном из пустынных пляжей испанской Мальорки (Балеарские острова), в Алькудии.
Выбирая название для своего детища, основатели остановились на простом варианте «Средиземноморский клуб» (Club Méditerranée). Логотипом Club Med стал трезубец морского бога Нептуна/Посейдона. Сперва со стилизованной буквой «М» (в честь Средиземного моря), а потом и сам по себе.
Уже 4 июня 1950 г. 300 первых гостей открыло для себя элементарный комфорт Клуба. Их обслуживало 20 «организаторов». Чуть позже «Club Méditerranée» превратится в сокращенное «Club Med», а «организаторы» отдыха станут именоваться «G.O.» (еще одна фирменная черта Club Med). А вот будущие курорты так и будут называться по традиции «городками».
Club Med, как ясно из названия, работал по клубной системе. Вступительный взнос составлял 300 французских франков. Члены клуба получали клубные карточки.
Основателями Club Med впервые в мире сформулирован популярный сейчас принцип «всё включено» (англ. all anclusive), при котором отдыхающему не нужно тратиться сверх заранее оплаченного. Подобный стиль отдыха быстро завоевал популярность у молодых туристов и число «городков» в странах Средиземноморья увеличивалось.
Впервые появились термины G.O. (сокр. от франц. Gentil Organisateur — «милый организатор») и G.M. (от Gentils Membres — «милые члены (клуба)»).
Через пять лет после запуска «Средиземноморского клуба» он вырвался за пределы Средиземноморья: Club Med открыл первый городок на Таити. Европейцам стал доступен отдых в раю, описанном Полем Гогеном. Правда, путешествие до заморских территорий Франции занимало тогда очень долгое время: месяц по морю туда, месяц обратно и стандартный тур включал двухмесячный отдых на островах. Удовольствие, конечно, было не из дешевых, но Клуб предлагал беспроцентную рассрочку на 18 месяцев.
Вышел в прокат франко-итальянский фильм 1955 года «La Village Magique» (в Италии «Vacanze d'Amore») с Робером Ламурё и Лючией Бозе в главных ролях, повествующий о любовных приключениях в городке Village Magique (ныне Club Med Cefalù) на острове Сицилия.
Число членов Club Med (G.M.) достигло 10 тыс. человек.
Идеи «нового отдыха» рождали новые решения. Француз Жан-Пьер Бекре открыл первый горнолыжный лагерь в Лезене (Leysin, округ Эгль, кантон Во, Швейцария), пригласив «организаторов»-G.O. из летних городков, продлив тем самым сезон работы и на зиму. В пакет услуг входил транспорт, проживание, оборудование и подъемники. То есть гостям не нужно было ни о чем заботиться, отдаваясь лишь свободе на склонах. К команде городка присоединился чемпион горнолыжного спорта Джеймс Куте, предлагая услуги профессионального инструктора. Городок в Лезене ждал оглушительный успех, не удивительно, что уже на следующий год открылось еще три новых горнолыжных лагеря Club Med.
Жан-Пьер Бекре, вдохновившись ожерельем своей дочери, предложил бусы в качестве своеобразной клубной «валюты». За пластиковую бусинку гостей, например, пускали в бассейн. Но более популярными были бусины для посещения баров. Постепенно ожерелья некоторых гостей таяли и превращались в браслеты.
Уже на следующий год после открытия горнолыжного городка а Лезене он начал официально принимать маленьких гостей. G.O. могли заниматься с детьми, пока их родители катались на лыжах. Чуть позже этот подход разовьется в еще одну популярную «фишку» Club Med — концепцию детских клубов.
35-летний барон Эдмон Адольф де Ротшильд, представитель французской ветви знаменитой династии банкиров, попробовав отдых в Club Med и оценив бизнес-перспективы проекта, приобретает треть компании. Финансовые вложения Ротшильдов позволили значительно расширить сеть курортов.
Главное нововведение Club Med в этот год — шефы городков. Если раньше о гостях заботились просто команды G.O., настоящей душой городка и его лицом стал шеф, всегда яркая и харизматичная личность, порой настолько очаровывающая, что гости иногда выбирают городок по любимому шефу.
Переломным моментом в истории Club Med стало открытие городка в Агадире (Марокко) по инициативе короля Хассана ll, в самом сердце огромного цветочного парка. Впервые с основания Club Med гости получили возможность наслаждаться всеми удобствами постоянного городка и бронировать отдых в любое время года.
В это время СССР переживал завершающую стадию постсталинской «оттепели» и очередной этап франко-советской дружбы. В 1965 г. городок Club Med открылся в Сочи (Россия, СССР) на базе отеля «Интурист». Проект был закрыт в 1966 г. Советское начальство шокировали и возмущали гости, разгуливающие в парео. Club Med в следующие сезоны переместился в социалистические Болгарию и Румынию в дополнение к Югославии, отношения с которой были установлены еще в 1950-х гг.
20 декабря: первый круиз Club Med по Средиземному морю на советском теплоходе «Иван Франко».
Гости, проводившие свои каникулы в самых первых городках Club Med, выросли, женились, завели детей. И вот уже второе поколение нашло свое место в городках. Здесь впервые открылся Mini Club. Дети и родители теперь могут отдыхать вместе, но совершенно независимо друг от друга. Кстати, само понятие «Mini Club», хоть и используется сегодня множеством других отелей, на самом деле является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей Club Med.
В 1968 г. Жерар Блитц снова поставил на сказочное направление, открыв городок Club Med Fort Royal на острове Гваделупа. И сорвал-таки банк! Популярный американский журнал «Life» посвятил несколько страниц отдыху от «революционной французской компании». Перед Club Med открылся новый безбрежный рынок, а вот G.O. пришлось срочно посещать курсы английского языка, чтобы новые американские гости не знали проблем.
В следующем году открылся еще один островной курорт — на Мартинике, на пляже Буканиров (Ле Буканье), весьма популярный и на сегодняшний день.
Первый зимний курорт Club Med в США — Bear Valley в Калифорнии.
В 1971 г. Club Med впервые шагнул в Черную Африку, открыв городок Assinie на побережье Кот-д'Ивуара (Берега Слоновой Кости).
Гости Club Med давно выбились в большие люди, у многих появилось свое дело. Часть гостей предпочитает совмещать отдых с работой. Открывается Club Med Business. Сегодня в значительной части городков есть конференц-залы с необходимым оборудованием.
Оливье Бенсимон и его агентство «Синергия» запустили запоминающуюся и опережающую время рекламную кампанию Club Med «Глаголы» («Les Verbes»). Фотографии в смелой стилистике и, порой, в необычных ракурсах дополнялись каждая крупным девизом: «Мечтать.», «Любить.» или «Созерцать.» Реклама была замечена не только туристами. В 2000 г. CBNews включила ее в список 100 лучших кампаний XX века.
Легкая и милая комедия «Загорелые» (Les Bronzés) режиссера Патриса Леконта повествует о неделе отдыха на курорте Club Med на Берегу Слоновой Кости. Его сюжет лучше всего передает песня «Море, секс и солнце» (Sea, Sex and Sun). Фильм стал культовым для целого французского поколения. В нем впервые сложилась команда Splendid. От образа организатора отдыха со свободными нравами Club Med позже пришлось долго и мучительно избавляться, ища респектабельности и даже элитарности. Кстати, в следующем, 1979 г. вышел не менее популярный фильм-сиквел «Загорелые на лыжах» (Les Bronzés font du ski), переносящий действие на горнолыжный курорт.
Club Med создает в Америке горнолыжный городок Copper Mountain в Скалистых горах. В 1983 г. для рекламной поддержки проекта выходит художественный фильм «Гора Куппер» (с подзаголовком «Опыт Club Med»). Фильм стал первой главной ролью молодого начинающего комика Джима Керри и, можно сказать, Джим Керри обязан популярностью Club Med, именно после этой роли его заметили. Незамысловатый сюжет, простые шутки, много музыки и восхитительные пейзажи. А еще эпизодически засветившийся знаменитый лыжник Жан-Клод Килли — и настроение Club Med ухвачено.
Club Med открывает первый городок в Японии. Это стал зимний горнолыжный курорт Sahoro (Hokkaido) у олимпийских склонов острова Хоккайдо.
С самого открытия первого городка гости Club Med встречаются с кораблями. Сперва по морю туристов доставляли на острова, позже появились круизные программы. Кстати, в 1965 г. круизы проводились на советском судне «Иван Франко». Но в 1989—90 г. положение изменилось коренным образом: появился первый «городок на воде», роскошный пятимачтовый круизный парусник «Club Med 1». Парусник совершал регулярные круизы по Карибскому региону и Средиземноморью. В 1998 г. судно было продано другой круизной компании, но у Club Med остался его брат-близнец, парусник «Club Med 2» (спущен на воду в 1992 г.). В 2008 г. после реконструкции он получил отметку комфорта «пять трезубцев».
Club Med с размахом отмечает 45-летие. Выпущены первые футболки с номером «45» Гости с удовольствием ходили в них и приезжали снова и снова, уже как «ветераны». Когда еще через 5 лет, в 2000 г. настала круглая дата, Club Med попытался повторить успех, сделав майки с номером «50», они не пользовались такой популярностью. Всем были нужны только «45», потому что в них ходят самые преданные «клабмедчики». С тех пор «45» — самый продаваемый номер на футболках. Его время от времени пытаются потеснить, но безрезультатно.
Club Med меняет приоритеты, закрывая городки с низким уровнем комфортности и меняя планы в открытии новых. Приоритетным отныне считается более роскошный отдых.
Club Med открывает первый курорт с уровнем комфорта «пять трезубцев» — Club Med La Plantation d'Albion на острове Маврикий.
Club Med официально приходит в Россию. Если до этого россияне могли приобретать отдых в Club Med у агентств, то теперь появился российский головной координирующий офис.
Club Med совместно с Цирком-дю-Солей открывает совместный цирковой проект CREACTIVE в доминиканском городке Club Med Punta Cana.
Финансовая группа Fosun International, владеющая с 2010 г. 7% акций Club Med, завершает сделку продолжительностью в несколько лет, фактически приобретая компанию. Club Med ожидают новые инвестиции и тесное сотрудничество с туристической компанией Thomas Cook, Цирком-дю-Солей и иными приобретениями финансовой группы.
На о. Сицилия вновь открывается Club Med Cefalù как первый курорт в Европе с уровнем комфорта «пять трезубцев».
1995
2005
2007
2013
2015
2018
Видео
См. также